12+

38-й театральный сезон в ТЮЗе

18 октября 2013 года свои двери для зрителей распахнет Вологодский театр для детей и молодежи. 38-й творческий сезон сразу порадует Шекспиром – премьерой спектакля «Комедия ошибок». Что еще готовит ТЮЗ в этом сезоне, рассказал художественный руководитель театра народный артист России Борис Гранатов.

Борис Александрович, что ждет зрителей в новом сезоне?

Говоря о будущем сезоне нужно вспомнить и прошлые. У нас они получились очень «урожайными» на события – это и новые постановки, и участие в фестивалях. В ноябре 2011 года мы открыли сезон премьерой «Старший сын» и в прошлом году нас с этим спектаклем пригласили на два фестиваля – Всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина в Санкт-Петербурге и Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности» в Рязани. Спектакль «Кораблекрушение» участвовал в фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» в Санкт-Петербург, с «Дорогой» мы побывали на Международном фестивале театрального искусства имени Федора Абрамова «Родниковое слово» в Архангельске. В марте вышли «Алые паруса» – такая вот напряженная работа.

Прошлый сезон мы открыли спектаклем «Шампанского!..» по произведениям Антона Чехова. На малой сцене была премьера «Я не вернусь!..», летом этот спектакль принимал участие в Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays» в Екатеринбурге, где Ирина Зубжицкая получила приз «За лучшую режиссуру». В марте 2013 года с успехом прошла премьера комической оперы «Недоросль».

В этом году мы открываем сезон премьерой «Комедия ошибок» по пьесе У. Шекспира. 27 октября премьера на малой сцене – моноспектакль «Вперед и с песней!» по пьесе Александра Найденова. В конце октября Ирина Зубжицкая приступает к репетициям новогодней сказки «Пиргорой Винни-Пуха». Параллельно на малой сцене начнется подготовка к постановке пьесы Олега Богаева «Марьино поле», написанной к 9 Мая. Главные героини этой сюрреалистической истории – три столетние старухи, которые в наши дни идут встречать возвращающихся с фронта мужей, путешествуя по брошенным деревням. Премьера спектакля планируется на конец января – начало февраля следующего года.

В этом году уже сентябрь стал очень событийным. Мы начали сезон с гастролей в Череповец, где 2 дня показывали спектакль «Недоросль». Затем театр со спектаклем «Старший сын» побывал на IX Международном театральном фестивале современной драматургии им. Александра Вампилова в Иркутске, где мы получили диплом лауреата «За новые вдохновляющие идеи и их воплощение на «кафедре добра» – сцене театра». На фестивале мы были единственным театром, который сыграл спектакль по пьесе Вампилова.

В сентябре у нас в гостях был Национальный театр Республики Карелии, вместе с которым мы стали участниками Федеральной целевой программы «Культура России» с проектом обменных гастролей. В ноябре мы повезем в Петрозаводск спектакли «Счастье мое…», «Вишневый сад» и «Стойкий оловянный солдатик».

Спектакль по пьесе «Комедия ошибок» уже был поставлен в 90-е годы, что нового будет в этой постановке? Как возникла идея такого необычного жанра – карнавальные страсти.

Постановка будет очень своевременна: 2014 год – год 450-летия со дня рождения Уильяма Шекспира. Но эти спектакли не стоит сравнивать, потому что любая пьеса предполагает множество прочтений, в том числе и одного режиссера. В них мало сходств: тогда это была театральная игра, веселое озорство, в этот раз за основу взят иной постановочный прием – карнавал. Что касается жанра, то эта идея возникла у меня еще в прошлом году, когда мне посчастливилось побывать в Италии, где как раз заканчивался Венецианский карнавал. «Комедия ошибок» – первая пьеса Шекспира, которая написана под большим влиянием итальянской комедии масок дель арте. Вы возразите, что Шекспир никогда не был в этой стране, но Лондон той поры весьма напоминал некий южный город с его неизменными атрибутами: ярмарками и аферистами.

Расскажите о второй премьере: пьесе современного драматурга Александра Найденова «Вперед и с песней!».

Спектакль «Вперед и с песней!» – это самостоятельная работа заслуженной артистки России Августы Кленчиной. Я предложил ей пьесу Александра Найденова, и Агуста Савельевна сделала по ней моноспектакль. В основе пьесы – фонограммы бесед и факты из жизни Ларисы Порфирьевны Ратушиной – поэтессы, актрисы, заключенной ГУЛАГа, инженера-эколога. Получилась очень оптимистичная история.

Ирина Сорокина