12+

Премьера спектакля «Дон Жуан»

Любовь и смерть, блаженство и печаль
Во мне живут красивым сочетаньем,
Я всех маню, как тонущая даль,
Уклончивым и тонким очертаньем,
Блистательно убийственным, как сталь,
С ее немым змеиным трепетаньем.
Я весь – огонь, и холод, и обман,
Я – радугой пронизанный туман.
К. Бальмонт «Дон Жуан»

Настоящие итальянские страсти разыгрались на сцене Вологодского драматического театра: 165-й творческий сезон был открыт 12 октября 2013 года премьерой по пьесе Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан».

Постановка Зураба Нанобашвили не о любви, а о вызове, который Дон Жуан (Николай Акулов) смело бросает обществу. Он с самой первой сцены отрицает все, кроме… страсти. Ни одна дама не может устоять перед его обаянием. А он ведет игру и стремиться доказать, что в любом деле он станет победителем, и на его счету каждое разбитое сердце – всего лишь новое приключение. Он хорош собой, умен, приятен в общении – в этом мужчине есть все, чтобы покорять и в то же время не быть покоренным. Он с легкостью порывает любовные отношения, ничуть не сожалея о своих бессердечных поступках. На его голову сыплются проклятия, за ним охотятся, чтобы отомстить за честь жен и сестер, но ему совсем не интересны эти «знаки внимания», они только сильнее разжигают в нем огонь азарта. Главный принцип Дон Жуана: « …Нет ничего более сладостного, чем одержать верх над красавицей, которая сопротивляется, и у меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах положить предел».

Все остальные мужчины в этой истории – полная противоположность Дон Жуана. Как ни странно, один из противников Дон Жуана его же слуга Сганарель (заслуженный артист России Олег Емельянов). Он не понимает своего хозяина, его жизненной позиции, пытается убедить Дон Жуана в ложности его принципов. Но его слова не имеют никакого значения. Дон Жуан остается равнодушен к нежной любви доньи Эльвиры (Наталья Абашидзе), обольщает Шарлотту (Анастасия Задорина), уводя ее из-под носа у жениха Пьеро (Виталий Полозов), и одновременно клянется в любви Марютине (Екатерина Акулова), а в итоге исчезает и оставляет обеих дам предаваться мечтам, которым не дано осуществиться. Он отрицает семейные ценности, обманывая своего отца (Владимир Таныгин); потешается над религиозными чувствами бродяги (Дмитрий Мельников). Кульминацией его безнравственных поступков становится посещение гробницы убитого им Командора (Андрей Светоносов) и приглашение его на ужин. Встреча становится для Дон Жуана роковой – возмездие находит своего героя. В руках у статуи Командора огромный кубок – как чаша терпения, которая уже настолько переполнена, что не в силах больше вынести своей тяжести. Дуэль окончена, а философия Дон Жуана потерпела крах.

«Мне кажется, что это герой нашего времени. Он, безусловно, верит в Бога, но отрицает его, – отметил режиссер постановки Зураб Нанобашвили. – Это человек-дуэлянт, который находится в постоянном поединке с самим собой и со всем миром. Дон Жуан, конечно, сгорит в аду, но ведь он победил – победил мораль, показал, как легко разрушить все устои общества. Если бы он не выиграл этот поединок, то мы не вспоминали бы о нем спустя несколько веков».