Как рассказал режиссер театра Яков Мер, спектакль не драматический и не кукольный, это своеобразная литературная композиция с элементами театра кукол. Спектакль вырос из многомесячной учебной работы актеров, из их занятий по сценической речи. В спектакле занята вся труппа театра.
Оформление спектакля очень лаконично: в глубине задрапированной темной материей сцены находится каркас куба из металлических стоек и несколько деревянных ящиков. От мизансцены к мизансцене в ходе перестановок этого нехитрого реквизита, появления новых предметов, таких как баян, тачка, ведро с картошкой, пространство становится то арестантским вагоном, то лагерным бараком, то лазаретом, то делянкой в таежной глуши, то избой где-то на поселениях, то кабинетом начальника зоны. Шаг за шагом, монолог за монологом актеры создают картину страданий, лишений, жестокой несправедливости, которые испытали миллионы людей, чьи судьбы были безжалостно принесены в жертву режиму. Периодически в спектакле появляется образ самого Варлама Шаламова. Он появляется то как зэк на лесоповале, то уже как писатель, осмысливающий пережитый опыт. Периодически на сцене появляется кукла Пьеро, одетая в серый бушлат, которая словно символизирует все человеческое, духовное, творческое, что пытались уничтожить в людях и самом писателе создатели колымских лагерей. Простыми, лаконичными словами Шаламова актеры рассказывают простые, незатейливые и очень страшные истории из недавнего прошлого нашей страны. Все вместе – истинность пережитого когда-то Варламом Шаламовым, его проза, искренняя и одухотворенная игра актеров, очень точные постановочные решения режиссера, выстроенность световых эффектов, удачный подбор музыки – создает ощущение полной сопричастности и сопереживания как самому театральному действу, так и судьбе писателя, судьбе страны.

Ольга Реброва
 

Теги: Варлам Шаламов, Теремок

Новости по теме