Как рассказал режиссер театра Яков Мер, спектакль не драматический и не
кукольный, это своеобразная литературная композиция с элементами театра
кукол. Спектакль вырос из многомесячной учебной работы актеров, из их
занятий по сценической речи. В спектакле занята вся труппа театра.
Оформление спектакля очень лаконично: в глубине задрапированной темной
материей сцены находится каркас куба из металлических стоек и несколько
деревянных ящиков. От мизансцены к мизансцене в ходе перестановок этого
нехитрого реквизита, появления новых предметов, таких как баян, тачка,
ведро с картошкой, пространство становится то арестантским вагоном, то
лагерным бараком, то лазаретом, то делянкой в таежной глуши, то избой
где-то на поселениях, то кабинетом начальника зоны. Шаг за шагом,
монолог за монологом актеры создают картину страданий, лишений, жестокой
несправедливости, которые испытали миллионы людей, чьи судьбы были
безжалостно принесены в жертву режиму. Периодически в спектакле
появляется образ самого Варлама Шаламова. Он появляется то как зэк на
лесоповале, то уже как писатель, осмысливающий пережитый опыт.
Периодически на сцене появляется кукла Пьеро, одетая в серый бушлат,
которая словно символизирует все человеческое, духовное, творческое, что
пытались уничтожить в людях и самом писателе создатели колымских
лагерей. Простыми, лаконичными словами Шаламова актеры рассказывают
простые, незатейливые и очень страшные истории из недавнего прошлого
нашей страны. Все вместе – истинность пережитого когда-то Варламом
Шаламовым, его проза, искренняя и одухотворенная игра актеров, очень
точные постановочные решения режиссера, выстроенность световых эффектов,
удачный подбор музыки – создает ощущение полной сопричастности и
сопереживания как самому театральному действу, так и судьбе писателя,
судьбе страны.
Ольга Реброва