12+

В репертуар «Своего театра» вернулся спектакль «Солнце русской поэзии»

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
А. С. Пушкин

В репертуар заслуженного артиста России Всеволода Чубенко вернулся спектакль «Солнце русской поэзии» («Моноспектакль Тайной канцелярии») – показы обновленной постановки прошли 27 и 30 октября 2013 года.

Впервые в парадной гостиной музея «Мир забытых вещей» зрители увидели его еще в 1999 году, когда вся страна отмечала 200-летие со дня рождения Александра Пушкина. Всеволод Чубенко не мог обойти стороной это событие, но просто читать стихи поэта было бы тривиально. Тогда и возникла идея показать публике другую сторону жизни Пушкина – сложные взаимоотношения Александра Сергеевича с цензорами и представителями властей, изучив официальные бумаги, переписки и свидетельства. На протяжении долгого времени постановка пользовалась особой популярностью у зрителей, и спустя почти 15 лет после премьеры Всеволод Чубенко вновь вернулся к этой теме.

«Спектакль, конечно же, изменился, – признается актер. – Некоторые фрагменты из официальных бумаг я убрал, чтобы не утяжелять постановку. Но самое главное – с возрастом и преумножившимся за эти годы жизненным опытом поменялось мое отношение к стихам Пушкина. Сегодня я нахожу в них что-то совершенно иное, чем 15 лет назад, и стараюсь своими открытиями поделиться со зрителем».

Благодаря музыке композиторов XIX века, среди которой лейтмотивом звучит вальс Александра Грибоедова, и обстановке музея, где интерьер хранит атмосферу ушедшего времени, оживает та удивительная эпоха, когда творил Александр Пушкин. Его стихи русский человек впитывает с раннего детства, они навсегда остаются в памяти, и, без сомнения, зрители в этом импровизированном зале вместе актером вспоминали знакомые строчки. Но мало кто знает, каким трудом поэту доставалась его слава, через какие тернии он пробивался к звездам.

В императорской России творческим людям было очень непросто: за каждым их шагом и словом постоянно следили. Жесткие цензоры могли даже в безобидных строчках увидеть неугодный государю смысл, и тогда произведение не допускали к печати, а вольнодумца-автора в наказание отправляли в ссылку. Не избежал этой участи и Александр Пушкин. Мрачные мысли и угнетенное настроение вследствие этих событий отражены не только в его лирике, но и в переписке с начальником Тайной канцелярии Александром Бенкендорфом и даже с императором Николаем I.

Всеволод Чубенко очень точно сумел подобрать стихи и фрагменты писем, которые, сливаясь в единое целое, позволяли зрителю «нарисовать портрет» Пушкина, чьи «души прекрасные порывы» подавляла цензура. В спектакле отражена переписка Александра Пушкина с Тайной канцелярией в 1826 – 1837 гг. В самом начале «общения» видна благосклонность: «Сочинения ваши никто рассматривать не будет; на них нет никакой цензуры: государь-император будет и первым ценителем вашим, и цензором». Сам поэт в это время говорит об императоре с благодарностью и преданностью. Но в дальнейшем, с каждым письмом, слова становятся все суровее, положение Пушкина усугубляется, а цензор негодует, указывая на вольности, которые себе позволяет поэт. За каждым его шагом следят, за каждую строчку его пытаются «перехватить». Из-за непреклонного характера Пушкина письма из восхищенных посланий переходят в упреки и порицания. Где-то очень откровенные, где-то жестокие, они противопоставляются тонкой романтичной лирике поэта.

Проследить творческую судьбу Александра Пушкина по переписке с Тайной канцелярией и вспомнить строчки его удивительных стихов в ближайшее время можно 16 ноября в музее «Мир забытых вещей».

Ирина Сорокина