26 декабря 2013 года в музее «Мир забытых вещей» прошел литературно-музыкальный вечер «Судьба пианистки. Вера Уаровна Сипягина-Лилиенфельд». Это выездное заседание «Вологодского собрания» стало замечательным поводом для общения с заслуженной артисткой России Еленой Распутько. Декабрьские встречи с Еленой Николаевной в музее стали доброй традицией: на протяжении 10 лет она проводит здесь свои новогодние концерты. На них звучит самая разная музыка, непременно связанная с именами, хорошо знакомыми вологодским краеведам, на сей раз – с именем известной в конце XIX – начале ХХ века пианистки Веры Уаровны Сипягиной-Лилиенфельд.

Музыкантам очень интересна судьба их «коллег» из прошлых эпох, поэтому Елену Распутько так увлекла история жизни и творчества Веры Сипягиной-Лилиенфельд. «Судьба этой пианистки настолько интересна, что я буквально утонула в этом материале, – рассказывает Елена Распутько. – С ее личностью связано множество удивительных имен того времени, ее жизнь – это целая музыкальная эпоха нашей страны».

Благодаря стараниям сестры пианистки Софии Сипягиной сохранился личный архив Веры Уаровны. Она передала все записи и письма в Устюженский краеведческий музей. В этих материалах нашлись бы сюжеты не для одного романа...

Вера Уаровна родилась в 1861 году в дворянской семье Петербурге. Их родовое имение находилось в деревне Свистуны Тверской губернии, ныне это Устюженский район Вологодской области. Именно там прошли детские годы Веры Сипягиной. Ей было предрешено стать пианисткой – за инструмент девочку посадили в два с половиной года. Первым ее учителем стал Логин Линев, сын известного в то время художника, написавшего последний портрет Александра Пушкина. Затем обучение продолжилось в Санкт-Петербурге на музыкальных курсах консерватории. Уже с 12 лет Вера сама давала платные уроки музыки девушкам из богатых семей, заручившись рекомендациями своих именитых педагогов. Кроме того, она активно выступала в салонах, где считалась почетным гостем. Например, она музицировала перед самой изысканной и утонченной публикой в роскошном особняке мецената В. Карамзина, сына знаменитого историка. Вера Сипягина одной из первых стала получать стипендию, учрежденную членом государственного совета Федором Тернером, жена которого, рано ушедшая из жизни, тоже была пианисткой.

В 20 лет Вера окончила консерваторию, будучи уже очень известной в Петербурге исполнительницей, часто становилась героиней газетных публикаций. Счастливое замужество, которое впоследствии принесло немало разочарований, смерть супруга, музыкальная карьера, революция, жизнь в родовом имении в Свистунах, которое Вера Уаровна по мере сил старалась содержать в порядке, любовь к молодому арендатору Федору Кашталову...

Во время Первой мировой войны она хлопотала о посылках солдатам, пособиям раненым. После революции усадьбу в Свистунах национализировали, а Вера Уаровна какое-то время еще жила там на равных правах со всеми. Но все это время музыка оставалась для нее главным, и Вера Сипягина решила заниматься музыкальным просвещением в городе и уезде. Еще накануне революции ею был приобретен небольшой дом в Устюжне – здесь она и стала давать свои первые бесплатные уроки игры на фортепиано для всех желающих. Сама она называла эти уроки «ассамблеями». Вера Уаровна мечтала также открыть в Устюжне музыкальную школу и приложила к этому делу все свои усилия. И в 1921 году начались занятия в организованной ею студии, но продлились они всего лишь 2 месяца – музыкантов выдворили из выделенного им помещения, где затем расположили типографию.

Оставалась возможность сольных концертов, и в 1921 уже 60-летняя пианистка году дала 75 концертов! Она собрала агитбригаду, которая разъезжала с выступлениями по деревням Устюженского уезда. Несмотря ни на какие бытовые трудности, артисты дарили зрителям праздник музыки. Но инициативную, неугомонную Веру Уаровну сломила болезнь. Страшным ударом стал для нее и пожар в родовом имении, которое она так берегла. В январе 1923 года ее не стало.

Весь рассказ о судьбе пианистки Елена Распутко проиллюстрировала музыкальными произведениями разных композиторов, среди которых Петр Чайковский, Джон Филд, Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен и многие другие. В концерте также принимала участие сотрудник областной научной библиотеки Наталья Швецова. В ее исполнении прозвучали не только знакомые многими романсы, но и стихи, и даже отрывок из повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Это произведение было выбрано не случайно: прототипом одного из его персонажей – пианистки Жени Райтер – стала Вера Сипягина-Лилиенфельд, которая часто выступала в усадьбе Батюшковых-Куприных.

Сегодня имя этой удивительной пианистки носит музыкальная школа в Устюжне.

Ирина Сорокина