«Спорт надо рассматривать как источник и повод для искусства», – считал Пьер де Кубертен, инициатор организации современных Олимпийских игр. До 1948 года на Играх проводились художественные конкурсы по скульптуре, архитектуре, музыке, живописи и литературе. Спорт стал не просто отдельным видом искусства – искусства побеждать, но источником вдохновения творческих людей. В преддверии XXII Олимпийских игр в Сочи предлагаем вашему вниманию произведения из фондов Вологодской областной картинной галереи, связанные с зимними видами спорта.

Анна Казимировна Боровская (1901 – 1983). «Детские забавы», 1950-е гг. Бумага, акварель.

Анна Боровская в 1917 г. окончила Вологодское художественное училище. С 1924 по 1930 гг. училась во ВХУТЕМАСе на литографском отделении графического факультета. С 1925 г. начала работать в Москве иллюстратором преимущественно детской книги. Поэтому ее обращение к детской тематике в своих картинах легко объяснимо.

Любой интерес, в том числе и к спорту, возникает еще в юном возрасте. Ребятишки на коньках и санках увлечены только своим занятием. В картине Анны Боровской видны черты социалистического реализма с его жизнеутверждающим пафосом.

Давид Ефимович Загоскин (1900 – 1942). «Каток», 1939 г. Бумага, цветная литография.

Художник-авангардист Давид Загоскин родился в г. Сураже Витебской губернии. В 1918 г. приехал в Саратов, где поступил в Саратовские государственные высшие художественные мастерские. Позже учился в Саратовском ВХУТЕМАСе. В августе 1922 года переехал на постоянное место жительства в Петроград.

Его произведения не сложны по мотивам, однако часто вводят будничные эпизоды в общефилософский контекст. Литография «Каток» – очень романтичная работа. Каток в Таврическом саду Ленинграда был любим молодежью в предвоенные годы.

Виктор Дмитриевич Липицкий (1921 – 1994) Коробочка «Масленица». Федоскино, 1974 г. Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись, перламутр.

Федоскинская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Большинство федоскинских миниатюр иллюстрируют бытовые эпизоды. Подарочная коробочка «Масленица» рисует перед нами картину веселого праздничного дня.

Олег Александрович Бороздин (Род. 1929). «Воскресный день», 1983 г. Холст, масло.

Сегодня Олег Бороздин – старейшина вологодского живописного цеха. Его произведения запечатлели несколько важнейших эпох в жизни россиян. Он почти всегда работал в Вологде и посвящал свое творчество именно Вологде. К городу он относится с обожанием, и поэтому в его пейзажах, в том числе и в этом, велика доля любви и восторга.

В солнечный морозный воскресный день, изображенный на картине, дети наслаждаются катанием на санках, а группа лыжников стремительно проносится мимо по реке.

Нина Павловна Лопатина (Род. 1948). Шкатулка «Хоккей», 1980 г.
Палех. Папье-маше, темпера яичная, лак, позолота.

Палехская миниатюра – народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Еще с допетровских времен Палех был известен своими иконописцами. Однако после революции 1917 года художники были вынуждены искать другие способы реализации своего творческого потенциала. Тогда и появилась Палехская художественная декоративная артель, которая занималась росписью по дереву. Палешане стали изготовлять необычайно красивые декоративные шкатулки и другие предметы. При этом им удалось сохранить традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

Шкатулка «Хоккей» чем-то напоминает пудреницу. Она выполнена в 1980 году, когда в Москве прошли летние Олимпийские игры. Хоккеисты прекрасно вписываются в круг, их несколько удлиненные тела и тонкие черты лица как раз напоминают о сохранившихся иконописных традициях.

Благодарим за помощь в подготовке материала заместителя директора Вологодской областной картинной галереи Любовь Соснину.

Подготовила Юлия Шутова

Теги: ВОКГ

Новости по теме