«Спорт надо рассматривать как источник и повод для искусства», – считал Пьер де Кубертен, инициатор организации современных Олимпийских игр. До 1948 года на Играх проводились художественные конкурсы по скульптуре, архитектуре, музыке, живописи и литературе. Спорт стал не просто отдельным видом искусства – искусства побеждать, но источником вдохновения творческих людей. В преддверии XXII Олимпийских игр в Сочи предлагаем вашему вниманию произведения из фондов Вологодской областной картинной галереи, связанные с зимними видами спорта.
Анна Казимировна Боровская (1901 – 1983). «Детские забавы», 1950-е гг. Бумага, акварель. Анна Боровская в 1917 г. окончила Вологодское художественное училище. С 1924 по 1930 гг. училась во ВХУТЕМАСе на литографском отделении графического факультета. С 1925 г. начала работать в Москве иллюстратором преимущественно детской книги. Поэтому ее обращение к детской тематике в своих картинах легко объяснимо. Любой интерес, в том числе и к спорту, возникает еще в юном возрасте. Ребятишки на коньках и санках увлечены только своим занятием. В картине Анны Боровской видны черты социалистического реализма с его жизнеутверждающим пафосом. |
Давид Ефимович Загоскин (1900 – 1942). «Каток», 1939 г. Бумага, цветная литография. Художник-авангардист Давид Загоскин родился в г. Сураже Витебской губернии. В 1918 г. приехал в Саратов, где поступил в Саратовские государственные высшие художественные мастерские. Позже учился в Саратовском ВХУТЕМАСе. В августе 1922 года переехал на постоянное место жительства в Петроград.
Его произведения не сложны по мотивам, однако часто вводят будничные эпизоды в общефилософский контекст. Литография «Каток» – очень романтичная работа. Каток в Таврическом саду Ленинграда был любим молодежью в предвоенные годы. |
Виктор Дмитриевич Липицкий (1921 – 1994) Коробочка «Масленица». Федоскино, 1974 г. Папье-маше, темпера яичная, лак, миниатюрная живопись, перламутр. Федоскинская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Большинство федоскинских миниатюр иллюстрируют бытовые эпизоды. Подарочная коробочка «Масленица» рисует перед нами картину веселого праздничного дня. |
Олег Александрович Бороздин (Род. 1929). «Воскресный день», 1983 г. Холст, масло. Сегодня Олег Бороздин – старейшина вологодского живописного цеха. Его произведения запечатлели несколько важнейших эпох в жизни россиян. Он почти всегда работал в Вологде и посвящал свое творчество именно Вологде. К городу он относится с обожанием, и поэтому в его пейзажах, в том числе и в этом, велика доля любви и восторга. В солнечный морозный воскресный день, изображенный на картине, дети наслаждаются катанием на санках, а группа лыжников стремительно проносится мимо по реке. |
Нина Павловна Лопатина (Род. 1948). Шкатулка «Хоккей», 1980 г. Палехская миниатюра – народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Еще с допетровских времен Палех был известен своими иконописцами. Однако после революции 1917 года художники были вынуждены искать другие способы реализации своего творческого потенциала. Тогда и появилась Палехская художественная декоративная артель, которая занималась росписью по дереву. Палешане стали изготовлять необычайно красивые декоративные шкатулки и другие предметы. При этом им удалось сохранить традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Шкатулка «Хоккей» чем-то напоминает пудреницу. Она выполнена в 1980 году, когда в Москве прошли летние Олимпийские игры. Хоккеисты прекрасно вписываются в круг, их несколько удлиненные тела и тонкие черты лица как раз напоминают о сохранившихся иконописных традициях. |
Благодарим за помощь в подготовке материала заместителя директора Вологодской областной картинной галереи Любовь Соснину.
Подготовила Юлия Шутова
Теги: ВОКГ