12+

Мастер-класс Всеволода Коршунова

Описать в двух словах сферу деятельности Всеволода Коршунова невозможно. Он работает на телеканале «Культура» шеф-редактором отдела документальных фильмов и сериалов. Занимается итальянским кинематографом в отделе европейского кино Научно-исследовательского института киноискусства. Преподает историю мирового кино на филологическом факультете МГУ и пишет диссертацию о проблемах композиционного построения современного киносценария на кафедре драматургии кино и телевидения ВГИКа.

Всеволод Коршунов написал сценарии к двум десяткам документальных фильмов («Первый», «Россия», «Культура») и где-то пяти сотням телепрограмм («Россия», «Культура», ТВЦ и др.). Был редактором телепрограмм «Реальная фантастика», «Достояние республики», шеф-редактором телевизионных циклов «Власть факта», «Документальная история» (телеканал «Культура»). Кроме того, участвует в нескольких проектах как телеведущий, интервьюер, педагог.

В Вологде В. Коршунов рассказал зрителям, как нужно правильно смотреть кино. Ответ на этот вопрос он дает уже в начале лекции: «Как правильно смотреть кино?» – «Смотреть его с удовольствием». Всеволод признает право каждого изобрести свой способ, как правильно смотреть кино: «Одной моей знакомой совершенно все равно, какие темы, идеи, персонажи в фильме, она воспринимает его как набор цветовых пятен. Для меня это дикий подход, но я признаю его право на существование. На самом деле, если поговорить с разными людьми, то мы увидим, что каждый видит в фильме совершенно разные вещи».

Но мастер-классы для того и существуют, чтобы люди учились чему-то новому. Всеволод Коршунов поделился собственной методикой просмотра кино: «Сразу скажу, что она не для всех, но я от такого просмотра получаю удовольствие. Я совершенно сумасшедший зритель. Хожу в кино с блокнотом и ручкой и во время фильма постоянно записываю что-то в блокноте: имена персонажей, какие-то ключевые фразы, интересные кульминационные, сюжетные, монтажные фигуры. И потом при просмотре этих бумажечек, я вспоминаю фильм».

Итак, из чего же состоит киноведческая модель Коршунова. Это пирамида из пяти уровней.

Первый уровень – аудиовизуальный. Это внешняя сторона фильма: картинка, кадр, как он устроен, какой там цвет и свет, здесь же звук, шумы, музыка.

Второй уровень – драматургический. Как устроен сюжет фильма, что в нем есть интересного помимо завязки, развязки, героя, антигероя, это иерархия персонажей, развитие конфликта, сама композиция фильма.

Далее следует интертекстуальный уровень. Интертекст (термин введен французским филологом Юлией Кристовой в 1967 г.) – текст между строк, нечто «вшитое» в другой текст. Под текстом понимается не только набор слов или букв, а любой набор знаков – изображение, музыкальное произведение, слово. «На самом деле, мы живем в «интертекстуальном котле», и даже не подозреваем, что пользуемся интертекстуальностью», – говорит В. Коршунов.

Четвертый уровень – мифологический. Внутри каждого фильма есть некая мифологема, которая может быть заложена автором сознательно или бессознательно. Под мифом Коршунов имеет в виду любую историю с большой буквы, историю, которая входит в наше сознание, нашу культуру на архетипическом уровне. Любимый пример Коршунова – голливудский фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Мифологической основой которого является история про Моисея, выводящего евреев из египетского рабства. Спилберг этого не отрицает. «Миф нам помогает входить в историю, понимать ее», – считает Всеволод Коршунов.

И самый глубокий уровень в пирамиде – концептуальность. Рассказать, «про что кино» – вот главная цель кинокритика, киноведа. Тут Коршунов отметил, что проблема современной критики, не только отечественной, но и мировой, в том, что критики описывают все, что угодно, кроме того, про что кино. «К сожалению, на мой взгляд, сейчас критика стала заниматься только описанием фабул и каких-то личных ассоциаций».

Основная часть мастер-класса была посвящена третьему уровню – интертекстуальности. На различных примерах участники учились видеть скрытые цитаты, отсылки, заимствования, которых раньше не замечали, и распознавать плагиат. Чтобы расшифровать кино и увидеть «скрытое», нужно обладать знаниями в разных областях, это значительно углубляет восприятие фильма.

Мария Гуляева