12+

Владимир Бек: «В жизни, кроме снов и воспоминаний, нам ничего не принадлежит»

Конкурсным фильмом от России на V Международном фестивале VOICES стала картина «Безкожи» молодого выпускника ВГИКА Владимира Бека.

Представляя ленту, программный директор VOICES Роман Дорофеев заявил, что зрителя ждет «недлинное странное зрелище». Владимир Бек согласился и объяснил, в чем собственно суть фильма, который уже получил главный приз национального фестиваля кинодебютов «Движение» в этом году.

«Я хотел бы немного рассказать, как этот фильм создавался. Это эксперимент. Если где-то указано, что автором сценария являюсь я, это ложь. Сценария как такового в этой истории не было. Была идея и главные поворотные драматургические точки. Был мотив свободы и поиска. Мы собрались вчетвером: я, Ксюша (оператор Ксения Середа), Лиза (актриса Елизавета Рыжих) и Петр (актер Петр Скворцов). Можно сказать, авторами сценария являются все – это была большая импровизация. Я сразу хочу сказать, что эта картина не является для меня каким-то определенным жестким кинематографическим высказыванием. Это попытка запечатлеть чувства. Молодость такой, какой мы ее видим».

Скудный сюжет истории связан с двумя подростками, которые знакомятся при поступлении на актерский факультет. Лиза приводит Петра в скульптурную мастерскую своего отца, который давно умер. В замкнутом пространстве в окружении застывших статуй, покрытых полиэтиленовой пленкой, они проводят несколько дней. Символизм пространства заставляет зрителя настраиваться (если он сможет) на эмоциональный ряд картины, в котором нежность постоянно переходит в жестокость, а чувственность – в глухое равнодушие.

Владимир Бек после просмотра ответил на вопросы и комментарии зрителей.

Герои фильма имеют такие же имена, что и актеры в реальной жизни…

Сначала я не хотел никак называть героев, но потом решил оставить имена Лизы и Петра, потому что они близки характерами к своим героям. Пространство, в которое они попадают и в котором существуют, лишено реальности, объективности и социальной составляющей. Герои выходят из документальной нарезки (имеется в виду хроника их поступления), оказываются в некоем сне и в нем проходят свою историю. Идея фильма была в том, чтобы событиями становились чувства, а не столкновение с реальностью.

Почему герои не могут остаться вместе?

Потому что их история закончилась в том виде, в котором она была. Это картина о том, что истории живут ровно столько, сколько они живут. Эта история, как сон. Можно говорить о том, что это лишь восприятие главной героини. Это то, через что она прошла и что она прожила.

У вас много курят…

У картины есть ценз 18+. Хотя это абсурд, потому что лента нацелена на возраст 16, 17, 18, ну и еще +5 лет. Я бы с удовольствием ее посмотрел в 14. Я хочу подчеркнуть, что это субъективная история. Если эмоционально зритель способен к ней подключиться, то он попадет в структуру фильма. И я могу понять, почему зритель может уйти с моего кино – есть ситуации, когда он не может подключиться... В фильме нет сильного повествовательного звена, чтобы его можно было посмотреть отстраненно.

Вы можете вывести мораль этой истории?

Я могу вывести свою мораль. Самое главное в этой истории то, что вокруг не существует ничего объективного. Не существует никакой реальности. Существует лишь то, что ты видишь, и то, что ты чувствуешь. Если ты способен не пытаться остановить мгновение, не пытаться умертвить или превратить его в статуэтку, а прожить, то оно останется навсегда в тебе, как сон, как воспоминание. И по большому счету, в жизни, кроме снов и воспоминаний, нам ничего не принадлежит.

Почему статуи, почему мастерская скульптора? Главная героиня постоянно пытается застопорить момент в том виде, в котором он существует сейчас. И в этом ее конфликт с героем. Она не способна отпускать. Но как только мгновение превращается в статую, оно умирает. Это то, чего она не может понять и то, что, наверное, понимает в конце. А может быть, и нет…

Почему название фильма пишется слитно?

Я не настаиваю, но, мне кажется, так точнее. Потому что «безкожи» – это описание состояния, в которое попадают герои. Некое ощущение действительности. Болезненно обостренное. Склонное к максимализму, как и весь фильм. Это единое понятие. «Без кожи» – это больше похоже на название фильма ужасов, а «Безкожи» – определенный вектор восприятия.

Юлия Шутова