15 декабря в Юго-Западной башне Вологодского кремля открылась выставка «Черневое искусство Великого Устюга» из коллекции Вологодского музея-заповедника и Великоустюгского завода «Северная чернь», посвящённая юбилею промысла (325 лет) и юбилею завода «Северная чернь» (75 лет).

Это уникальное производство - самостоятельное направление российского ювелирного искусства, продолжающее многолетние традиции прикладного народного художественного промысла, сложившегося в городе Великом Устюге во второй половине XVII века.

Чернь - это особый сплав серебра, свинца, серы, олова и меди, которым заполняют вырезанный на металле рисунок. Существует множество рецептов черни. Они определяют её прочность и цвет, который колеблется от светло-серого до бархатисто-чёрного. Черневым искусством владели ювелиры Древнего Египта, Греции, Рима, Византии. В Германии чернь известна с VIII века, а в Италии - с IX века. Но ни в одной стране чернь не получила столь длительного, широкого и разнообразного применения, как в России. В нашей стране черневое искусство оформилось в трёх основных местных школах, которые резко отличаются одна от другой техникой, приёмами и навыками мастеров. Это кавказская чернь с центром в Дагестане (Кубачи), московская чернь и тяготеющие к ней города Кострома и Калуга, северная чернь с центром в Великом Устюге. Великоустюгская чернь отличается необыкновенно тёмным цветом с чётко выраженным рисунком на золочёном фоне.

Черневые изделия Великого Устюга XVIII века отличаются разнообразной формой предметов, изяществом тонкой черневой гравюры. Расцвет ювелирного искусства Великого Устюга наступает во второй половине XVIII века. В 1761 году в Устюге была открыта фабрика Афанасия и Степана Поповых, просуществовавшая до 1776 года.

Работы художников Великого Устюга оказали огромное влияние на художественные центры Севера: Вологду, Вятку, Архангельск. Однако к середине XIX века черневое дело сократилось, единственным известным мастером оставался Михаил Кошков. Секрет черни он хранил долго и передал его только в 1855 году своему внуку, Михаилу Павловичу Чиркову, возглавившему вновь образованную артель мастеров.

Большую роль в развитии черневого искусства сыграл выпускник художественной академии Евстафий Павлович Шильниковский, который начал разрабатывать эскизы для мастеров артели с 1935 года, а позднее пришёл в промысел как главный художник.

Традиции старых мастеров продолжают развивать на предприятии ЗАО «Северная чернь». Современные мастера берегут и развивают богатейшее творческое наследие промысла. Серебряные черневые изделия мастеров «Северной черни» неоднократно экспонировались на российских и международных выставках и удостаивались высших наград.

Петрова Т.Г.,
научный сотрудник художественного отдела
Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Теги: вологодский музей-заповедник, северная чернь

Новости по теме