Это лирическая комедия, поставленная по пьесе Александра Гельмана «Скамейка», точно соблюдает классическое правило «трех единств» – единства места, времени и действия. Всё, что здесь происходит, происходит на скамейке в парке за один вечер, а участвуют в этом два человека – женщина и мужчина. Женщину зовут Вера, а у мужчины оказывается столько имен, что трудно понять, какое из них настоящее. Он пытается завязать знакомство ради развлечения, но выясняется, что женщина, которую он в этот раз выбрал, уже знает его. Он уже бывал у нее дома, у них уже был мимолетный роман, совершенно стершийся из его памяти. Но она не забыла. Не забыла ни имени, которым он тогда назвался, ни того, как в панике искала его, обещавшего вернуться, с полицией, как ждала его возвращения, приходя каждый день на место первой встречи…

С первого взгляда всё это похоже на анекдот, но по мере развития действия каждый из героев обнаруживает глубину переживаний, а комедийная ситуация обретает драматизм. Пьесу для постановки предложила актриса театра Ирина Джапакова, когда-то игравшая в поставленном по ней спектакле роль Веры. Режиссер Яков Рубин признается, что пьеса оказалась сложной для постановки: «Мне кажется, что в ней нет какого-то взлёта, поворота философского. Она написана как легкая комедия, а я попытался превратить ее в притчу о мужчине и женщине, можно сказать, как о явлениях космоса. Они никак не могут друг друга понять, не слышат друг друга, а если слышат, то не так, как им хотелось бы быть услышанными. Мне хотелось, чтобы эта история перестала быть смешной безделкой, а стала осмыслением того, что с нами происходит».

В спектакле заняты Елена Смирнова и Александр Сергеенко, и каждый из них, следуя режиссерскому замыслу, трактует роль по-своему. Вера импульсивна, искренна, вспыльчива, но отходчива. Понимая, что верить нельзя, она всё-таки верит, и зритель понимает, что обманываться снова и снова ее заставляет вовсе не глупая доверчивость. Николай (он же Юрий, он же Фёдор) врёт о себе настолько самозабвенно, что сам начинает верить в каждую новую выдумку, и зритель чувствует, что причина этого бесконечного вранья – не столько желание закрутить интрижку, сколько страх принять себя настоящего. В итоге вместо него это делает Вера: подавая ему ключи от своей квартиры, она уже понимает, что ей неважно, как его действительно зовут, кем он работает, женат он или нет – важно только то чувство к нему, которое, как она понимает, ее уже не отпустит…

«Получились, на мой взгляд, две любопытные актерские работы, – говорит Яков Рубин. – Елена Смирнова и Александр Сергеенко – оба уже зрелые артисты, опытные, молодые, сильные. Гельман, конечно, не Достоевский, но такого материала они еще не пробовали. И для Лены мы хотели роль совсем новую, в которой бы она предстала такой, какой мы ее не знаем. Роль и смешная, и трогательная. Комедия, как и любой спектакль, требует встречи с залом – сегодня они попробовали и поняли, какие акценты еще нужно расставить».

Ближайший показ спектакля «Уберите руки» состоится сегодня, а на следующей неделе его можно будет увидеть 15 февраля.

Теги: Камерный драматический театр
Светлана Гришина

Новости по теме