Архитектурно-этнографический музей Семёнково снова удивляет своих посетителей. На этот раз проект, который деятельная команда работников музея сумела воплотить в жизнь, посвящен сложной и неоднозначной теме – крестьянскому самоуправлению. Новая необычная музейная экспозиция «Мы, собравшись, постановили…» была презентована в рамках празднования 130-летия Вологодского музея-заповедника.

Казалось бы, можно ли нетривиально поведать о деятельности крестьянских сходов, сельских старост – чтобы это была не сухая констатация фактов, а динамичное действо, в которое вовлекается и сам гость музея? Оказывается, можно, да еще как. Если не знать, какой титанический труд пришлось проделать создателям экспозиции (а это становится ясно даже по беглому перечислению мероприятий и проделанных в рамках проекта работ) – экспозиция смотрится на одном дыхании, представляет собой цельное действо, наталкивающее на многие размышления не только о нашем историческом прошлом, но и о дне сегодняшнем.

Самый, пожалуй, характерный показатель того, что работа проделана блестяще – это когда, видя конечный результат, не догадываешься о подводной части айсберга. Долгих три года прошло с момента возникновения идеи проекта до полного и окончательного ее воплощения. Проект, стартовавший в сентябре 2012 года, после того как музей выиграл грант (два миллиона рублей) благотворительного фонда Владимира Потанина в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», – воплощался также всем миром: работники музея, добровольцы, представители общественности и власти кто словом, кто делами, кто деньгами вносили свой вклад в его развитие.

В основу проекта легло научное исследование сотрудника музея Дмитрия Мухина, который в рамках работы над кандидатской диссертацией проанализировал более тысячи документов крестьянского происхождения конца XIX – начала XX века, выявленных в архивах Вологодской области и отражающих отношение крестьян к проведению сходов, выборам, сбору податей – из них более ста вошло в музейную экспозицию. Но сложность отражения темы крестьянского самоуправления – по сути, русской крестьянской демократии – состояла в том, что «она больше в документах и в головах – и потому трудно музеефицируется, – прокомментировал генеральный директор Вологодского музея-заповедника Александр Суворов. – И здесь на помощь пришли неординарные дизайнерские решения и использование новых технологий». Художественную концепцию проекта разработал Евгений Спешилов, известный проектировщик музейно-выставочных экспозиций, сотрудничавший со многими российскими, европейскими и американскими музеями.

История проекта берет свое начало с появления в архитектурно-этнографическом музее дома сельского старосты. В 1979 году в деревне Бор Нюксенского района экспедицией Института «Спецпроектреставрация» был выявлен дом крестьянина В.В. Храпова (середина XIX века), который сразу рекомендовали к переносу в музей. В научно-проектной документации было прописано, что дом «наглядно демонстрирует расслоение в крестьянском обществе». Добиться же согласия собственников дома на передачу его в музей удалось только через четверть века, в 2005 году, а к 2010 году за счет средств областного бюджета дом был отреставрирован.

Все представители рода Храповых пользовались заслуженным авторитетом сельчан, но, пожалуй, самая яркая фигура в семье – это Осип Степанович Храпов, за свою жизнь побывавший во всех должностях и званиях, доступных крестьянину уездного уровня в конце XIX века: сельский староста, волостной старшина, член уездной земской управы, попечитель библиотеки, заведующий почтовым трактом… Дважды его имя было внесено в почетную книгу граждан Вологодской губернии. Именно эта историческая фигура и послужила отправной точкой для создания экспозиционного проекта, получившего название «Дом старосты». На повети (неотапливаемое большое помещение в крестьянском доме, использовавшееся для хозяйственных нужд, в основном, для хранения сена) этого дома как раз и разместилась новая музейная экспозиция «Мы, собравшись, постановили…»

Откуда такое странное, на первый взгляд, название выставки? Из реальной формулировки итогов крестьянских сходов. Крестьяне говорили: «Глас народа – глас божий». Сельские сходы решали самые разнообразные вопросы: о переделе земли, о работе в нерабочие дни и праздники, о винопитии, об осуждении провинившихся крестьян… В конце сельского схода подписывался приговор, который начинался с формулы «Мы, собравшись, постановили…». Это как раз и есть реальные инструменты русского крестьянского самоуправления.

Выставка «Мы, собравшись, постановили…» представляет собой особое пространство, окруженное мистическим забором, отделяющим прошлое от настоящего. Выставка рассчитана на индивидуальное посещение – так легче рассмотреть все детали экспозиции, внимательно выслушать появляющихся на специальных зеркальных экранах «выходцев из прошлого» (витрины разговаривают с посетителями голосами людей прошлого – это невыдуманные истории, тексты из архивных документов). Можно написать прошение земскому начальству, проголосовать методом баллотировки шарами за нужного кандидата, подняться по символической светящейся лестнице на «вершину власти». Можно порефлексировать на «стуле власти», у подножия которого – виртуальный (но при этом вполне реально пугающий своей глубиной) колодец, символизирующий, что власть – дело нешуточное и, оступись сидящий на троне, его ждет незавидная участь. В целом художественный язык экспозиции остр, смел и сатиричен; в ней каждый найдет для себя множество глубоких, философских смыслов.

Наталья Киршина, заведующая музеем «Семёнково»: «Одной из задач проекта стало преодоление сложившегося в общественном сознании стереотипа довольно однобокого восприятия традиционной народной культуры как архаичной и праздничной. Наш проект позволяет нам говорить о другой стороне крестьянской жизни – о крестьянской повседневности, о том, как решались нужды сельского общества. «До бога высоко, до царя далеко» – все важные, жизненно необходимые решения принимались крестьянами сообща на сельском сходе». Заведующая музеем также заметила, что разговор здесь явно выходит за пределы музейной экспозиции; выставка становится площадкой общественного диалога и рефлексии о настоящем: через призму народной культуры брошен взгляд на современное общество, на существующие актуальные проблемы взаимоотношения между членами социума, между обществом и властью. «Мы еще в начале пути, – подчеркнула Наталья Олеговна. – Тема достаточно деликатная, сложная, а музей – пространство политически нейтральное».

Александр Суворов, директор Вологодского музея-заповедника: «Музей «Семёнково» стал той площадкой взаимодействия и сотрудничества, где общими силами удалось сделать большое общее интересное дело – музейный проект, который имеет выходы в самые разные сферы жизни, будь то профессиональное образование, творчество, реставрация, архивное дело, конструирование, программирование, практика местного управления и самоуправления… Бездна перспектив открывается с небольшой высоты этого дома с прекрасной историей, в который вдохнули новую настоящую жизнь».

От имени Департамента культуры и туризма области поблагодарил работников музея и всех, кто помогал в создании выставки, заместитель начальника департамента Дмитрий Шевцов.

Теги: Семенково
Елена Легчанова

Новости по теме