12+

В канун 8 Марта в Музее кружева открылась выставка «Красота, скрытая от глаз», на которой представлены предметы дамского белья

Несмотря на пикантность этой темы, она освещается и в серьезных телепрограммах, и в музейных экспозициях. Так, сейчас во французском городе Ле-Пюи-ан-Веле, где находится Центр изучения французского кружева, основанный госпожой Мик Фуриско, вице-президентом Французской ассоциации кружева и вышивки и давним партнером вологодского музея, работает аналогичная выставка «Дамские секреты».

Как и любой предмет гардероба, дамское белье проходит свою эволюцию, изменяясь порой до неузнаваемости. Требования к неглиже в разные эпохи и в разных странах разительно отличались друг от друга. Были времена, когда белье закрепощало женщину, а некоторые его виды наносили прямой вред здоровью – стоит вспомнить периодически возвращающуюся моду на корсеты или на легкие и открытые воздушные платья, уместные далеко не в каждом климате. Но всегда во главу угла ставились актуальные для того времени представления о красоте, и порой она действительно требовала жертв.

Выставка в Музее кружева охватывает сравнительно небольшой период времени: с конца XIX до 70-х годов ХХ века, но, тем не менее, дает наглядное представление не только о том, как менялись мода и технологии изготовления белья, но и об изменении отношения к нему. Сто с лишним лет назад нижнее белье изготовлялось вручную из тончайших натуральных тканей, например, шелковой бязи, богато декорировалось ручной вышивкой и кружевом. Труд белошвейки был престижен, всегда востребован и требовал от мастериц настоящего искусства. Именно поэтому их изделия так ценились, что передавались порой из поколения в поколение, бережно хранились и чинились. Представленные в экспозиции женские сорочки, рубашки и простыни с кружевной отделкой действительно поражают богатством фантазии и филигранностью работы.

Все эти предметы впервые извлечены из фондохранилища и представлены широкой публике. Но этому, конечно, предшествовала долгая кропотливая работа реставраторов по текстилю. Например, на реставрацию крестильного набора – рубашки и чепчика – ушло три месяца. Как рассказала реставратор Дарья Петрова, многие изделия потребовали серьезного вмешательства: многие годы они лежали сложенными в ящиках комодов, имели сильные заломы и деформации декора, не говоря уже о том, что тонкая ткань износилась и пожелтела от времени. Некоторые предметы имели следы неумелой починки. Все это нужно было скрыть от глаз посетителя, сделав так, чтобы и работа реставратора осталась незаметной.

После революции 1917 года в отношении к нижнему белью в обществе произошел перелом: кружевные сорочки стали «искореняться», как любой другой атрибут дворянского или буржуазного быта. Поэтому и в фондах музея этот период практически не представлен. Советское время внесло свой вклад в изменение представлений о том, каким должно быть нижнее белье. Тема эта была, по сути дела, табуирована, на всю страну работало лишь несколько предприятий, ассортимент которых был крайне ограничен. Часто предметы неглиже женщины шили сами (в одной из витрин на выставке выложена тетрадь, раскрытая на странице с инструкцией по кройке нижнего белья), а приобрести комбинацию, изготовленную в ГДР или Чехословакии, в 70-е – 80-е годы для многих было мечтой. Эти предметы тоже представлены в экспозиции. Конечно, это уже не ручное, а фабричное производство, а натуральные ткани заменила синтетика, но и здесь каждая деталь говорит о красоте, нежности и грации. Поэтому, наверное, женщины всегда относились к этим предметам столь трепетно. Реставратор Дарья Петрова, например, рассказала историю своей тети, которая в начале 70-х, имея на руках месячного ребенка, не смогла устоять перед искушением купить розовый кружевной пеньюар с сорочкой – и истратила на него последние деньги. Эта случайно купленная вещь стала почти семейной реликвией и тоже представлена в экспозиции.

Заведующая Музеем кружева Юлия Евсеева высоко оценила труд сотрудников экспозиционного отдела, строивших выставку. Нижнее белье – очень сложный для экспонирования предмет: есть опасность показать его вульгарно или вычурно. Выставка «Красота, скрытая от глаз» построена с большим вкусом и тактом, а отдельные комплексы – комната белошвейки или уголок дамского будуара с милыми безделушками – помогают создать атмосферу извечной заботы женщины о своей красоте.

Светлана Гришина