Впрочем, назвать зрителей зрителями можно было только условно: ведь вместо того, чтобы занять места в партере, люди вышли на улицу и собрались у памятника Батюшкову, где получили специальное оборудование – наушники и приемники радиогида. После короткого инструктажа режиссера, который, в отличие от обычного театра, принимал активное участие в показе, все двинулись вслед за ним по заранее определенному маршруту. Зрители – они же слушатели и, наверное, действующие лица спектакля – прошли по скверу на набережной Вологды, заглянули в тихие дворики на улицах Маяковского и Засодимского и сквозь Кремлевский сад (бывший парк ВРЗ) вернулись на Кремлевскую площадь.

Что это такое было? Это был проект «Где театр?», ставший победителем конкурса президентских грантов в 2019 году, а реализует его Оккервиль Театр. «Мы задумали этот проект, чтобы дать вологодскому зрителю попробовать новый театральный опыт, а также повысить свою режиссерскую и актерскую культуру, внести свежую струю в творческий процесс нашего театра», – говорит художественный руководитель и актер Оккервиль Театра Николай Смирнов. С 24 по 29 сентября в рамках проекта работала Лаборатория документального театра, экспертами которой стали приглашенные гости из Смоленска – участники культурного проекта [Место] режиссер Петр Чижов и драматурги Элина Петрова и Ксения Савельева. В ходе Лаборатории в Вологодской областной научной библиотеке прошли публичные лекции о современном театре, слушатели которых познакомились с основными формами документального театра и узнали о развитии театра вне театрального пространства.

В течение шести дней участники проекта записали истории вологжан, связанные с их воспоминаниями и впечатлениями о разных местах в Вологде. На основе этих историй был разработан маршрут, послуживший «стержнем» будущей документальной постановки. «С кем-то мы ходили по городу, кто-то записывал своих знакомых, кто-то задавал вопросы людям на улице, – рассказывает драматург Элина Петрова. – Получился целый массив аудиозаписей, которые мы со звукорежиссером 15 часов монтировали. Истории нужно было выстроить в драматургической последовательности, а чтобы выверить тайминг, мы не раз ходили ногами по нашему маршруту».

В спектакле звучат голоса людей разных возрастов и профессий – это те, кто пожелал участвовать в Лаборатории документального театра, кто захотел рассказать о «своей» Вологде. Присоединиться к проекту мог любой желающий: организаторы набирали волонтеров через соцсети, обращались к молодежным организациям, учебным заведениям и городским сообществам. Многие истории о городе оказались очень личными и глубокими. «Театр создает художественный образ, и Вологда в этом спектакле открылась для нас как место, где хорошо, где дом, и я очень впечатлен открытостью вологжан. Для меня город – это люди и их память, и если есть какое-то облако воспоминаний, где все эти истории хранятся, то мне безумно хочется подключиться к этому облаку, – говорит режиссер Пётр Чижов. – Конечно, мы создавали спектакль не на пустом месте: в Вологде есть и Бюро экскурсий, и «Том Сойер Фест», и жители, развернутые на городскую среду, осознающие город как свой и готовые что-то для него делать. Мне кажется, что выбранный маршрут, включенные в него темы и истории адекватны городу – и в этом успех нашего проекта».

Премьера променад-спектакля закончилась обсуждением: организаторам нужна была обратная связь, а зрители/слушатели/участники имели возможность высказать свои впечатления. «Мои ожидания немного не совпали с тем, что я увидела, – говорит Ирина Старостенко, педагог сценической речи, – но режиссер предоставил мне право выбирать действующих лиц и ту картинку, которая была мне важна в тот момент, когда шли тексты. Сначала я предполагала, что будет какое-то действие – это же театр, но в итоге я благодарна режиссеру за то, что никакого действия не было и я могла погрузиться в то, о чем мне предлагали думать». Кому-то показалось интересным предложить такой спектакль гостям Вологды, которые посмотрели бы на город с точки зрения его жителей, кого-то впечатлили живые «декорации» вологодской осени, у кого-то появилось теплое ощущение прогулки в компании хороших знакомых. Конечно, не обошлось без суровой критики: один из участников заявил, что в спектакле излишне много «мимимишности», а в ностальгии нет ничего нового, но в целом «спектакль получился на славу». Сразу на месте возникли и новые идеи, например, создать «аудиопромышленный» спектакль или воплотить средствами документального театра эпизод семейной истории.

Променад-спектакль останется в репертуаре Оккервиль Театра.Как рассказал Николай Смирнов, процесс работы над постановкой еще не закончен: «Мы с режиссером и драматургами будем смотреть, требует ли он доработки, и если требует, то какой – по содержанию, продолжительности, глубине. Подумаем и над тем, как он будет завершаться, нужно ли каждый раз собираться и обсуждать увиденное».

Теги: Год театра, променад-спектакль, ОккервильТеатр
Светлана Гришина

Новости по теме