12+

Вдохновиться энергией села Старое Вологодского района можно на выставке Эдуарда Игнатьева

В выставочном зале S. Dali Art Hall (ул. Герцена, 2а) до 30 сентября работает выставка художника Эдуарда Игнатьева «Староселье».

В своих тонких акварельных работах Игнатьев сумел отразить красоту природы и тихой деревенской жизни, а в преддверии осени эти пейзажи обязательно напомнят о нашем коротком северном лете. На выставке «Староселье»  представлено 28 акварельных работ, три произведения масляной живописи Эдуарда Игнатьева и 7 деревянных скульптур его отца Геннадия Ивановича. Все акварели были написаны в начале этого лета во время пленэров в селе Старое Вологодского района. О том, как возникла идея такого выставочного проекта, порталу cultinfo рассказал его автор художник Эдуард Игнатьев.

Эдуард Геннадьевич, чем для вас так привлекательно село Старое, что вы посвятили ему целую выставку?

Староселье – это удивительное и очень красивое место с богатой историей. Еще будучи студентом, я часто проезжал по ленинградскому шоссе мимо этих мест, любуясь их красотой. А 13 лет назад мы с родителями приобрели здесь дачный участок и практически все лето проводим здесь. За эти годы я хорошо изучил местность и познакомился с его историей, присмотрелся к деревенской архитектуре. Староселье – это общее название для целого куста окрестных деревень: Кузнецово, Каничево, Старое. Оно находится на возвышенности между двух рек, что делает его природу очень колоритной. В его окрестностях была церковь Василия Великого, сохранился старинный парк. В советское время это был крупный культурный центр со школой, клубом, сегодня же население поселения – всего пара десятков человек. А природа здесь по-прежнему интересна и удивительна.

Как вы выбирали сюжет для той или иной работы?

Интуитивно, ориентируясь на красивый вид, на то, что в данный момент хочется написать. Мой предшествующий опыт очень хорошо ложится на окружающую меня среду – люди, деревня, природа. Человек среднего возраста начинает мыслить другими категориями. Очень простой пример – я выхожу в лес, могу прогулять по нему час-два, появляется невероятный подъем энергии, настраиваются глаза, настраивается правильное отношение – это подобно камертону в музыке. Все, что тебя здесь окружает, так и просится на холст.

Почему вы решили исполнить свои художественные идеи в акварельной технике?

Этот проект мы придумали вместе с куратором Марией Жаренковой. Первоначально была задача сделать серию картин летней тематики в короткий промежуток времени. Я все время проходил мимо каких-то красивых мест Староселья и думал: «Это надо написать». А выставка стала стимулом для реализации таких мыслей. Так как в центре внимания наша северная природа, то хотелось ее изобразить на нюансах, здесь не нужна контрастность или яркие цвета, а важно с помощью спокойных тонов передать всю красоту. Поэтому для таких пейзажей подошла именно воздушная акварель, да и сама техника позволяет сделать работу довольно быстро. И второе, что определило выбор техники, – моя педагогическая деятельность. Я пять лет проработал преподавателем в художественной школе им. В. Н. Корбакова, а одна из основных дисциплин там была акварельный рисунок. Педагог не только сам дает знания ученикам, но и берет что-то от них, учится каким-то простым вещам, истинам.

Как шла работа над этой акварельной серией?

Все картины написаны с натуры при максимальном погружении в среду. Там огромные, практически безлюдные пространства, поэтому ты настолько приближен к природе, что сам становишься ее частью. Можно заметить, что на многих пейзажах присутствуют животные и птицы. Это отражение действительности: выходишь работать в сад возле дома – и обязательно кого-то встретишь. Все картины написаны в начале лета, а это время белых ночей, и в один из таких творческих вечеров ко мне пришел еж, попадались и ночные птицы – совы, филины. На другой картине можно рассмотреть зайца – он чуть ли не из-под моих ног выпрыгнул в соседние кусты. Или кошка приходила наблюдать за моей работой. Такое окружение мне сопутствовало на каждом моем пленэре. В деревне – «звенящая» тишина, и есть свои маленькие и в тоже время важные события, которые тебя настраивают на соответствующие моменты. На одной из картин изображены мои родители, как типичные представители такой деревенской идиллии. Они у меня много времени посвящают дачному участку. Большинство работ изображают как раз уголки нашего сада, где все сделано руками моих родителей. Мои пейзажи на этой выставке сопровождают семь деревянных скульптур, сделанных моим отцом в духе народных традиций.

Какие у вас творческие планы?

Сейчас еще работаю над этюдами маслом. Каждый день у меня творчески наполнен – если я в деревне, то задал себе такую планку – один этюд в день, а дома стараюсь писать натюрморты. Возможно, из этого тоже получится интересная выставка.

 Мне хочется показать на картинах время. Это и предметы старины, и отражение времени в каких-то мелочах, например, в сломанном краешке сахарницы. У всего есть своя история. Есть желание максимально отразить время суток. Классический пример, как Врубель целых три месяца добивался, чтобы на его картине «чувствовался» венецианский воздух. Мне тоже очень хочется, чтобы по моей работе можно было бы определить день это, ночь или вечер, и я буду совершенствоваться и стремиться к такому мастерству.   

В Вологде это моя первая персональная выставка, до этого я участвовал в разных проектах в Санкт-Петербурге, где работал в глянцевых журналах «СПб. Собака.ru» и «Вещь.doc», в совместных выставках преподавателей школы искусств. На будущее есть идея сделать выставочный проект с изображением антикварной мотоциклетной и велосипедной техники разных лет – техногенная живопись. Я стараюсь двигаться в разных направлениях.

Сейчас я сотрудничаю с галерей «Красный мост», где запланированы курсы по подготовке учащихся для поступления в художественные вузы и средние учебные заведения, также у меня есть ученики в мастерской «БудуАРТ». Большая радость для меня как для педагога, когда мои ученики поступают в художественные учебные заведения, в этом году две мои ученицы успешно прошли вступительные испытания в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица. Каждый год несколько человек из моих учеников становятся студентами художественных и архитектурных учебных заведений. 

Ирина Сорокина