12+

«Больше всего мне понравилась зеленая кошка». О скульптуре, которую очень любят юные посетители картинной галереи, рассказывает «Арт-мозаика»

«Больше всего мне понравилась зеленая кошка», – написал однажды в книге отзывов один из самых юных посетителей Шаламовского дома. Его мнение разделяют многие зрители, особенно дети. Автор этой скульптуры и сам считал ее удачной. Именно с ней запечатлены на фотографии молодые супруги Ефимовы в мастерской скульптора в Москве. В этом городе в 1878 году Иван Ефимов появился на свет. Родители его были дворяне и владели имением в Тамбовской губернии, где прошло его детство. Мать хорошо рисовала, ее одаренность передалась сыну.

Энергичный и целеустремленный Ефимов учился одновременно в 1898-1900 годах на естественном отделении Московского университета и в частной художественной студии у знаменитых живописцев Константина Коровина, Валентина Серова и скульптора Анны Голубкиной. Большое влияние на него оказал Серов, на двоюродной сестре которого, художнице Нине Симонович, Ефимов женился в 1906 году. Они были дружной парой, жена во всем поддерживала своего одаренного, артистичного, обаятельного и остроумного мужа. В 1908-1911 годах семья жила в основном в Париже. Ефимов много рисовал в зоопарке, занимался в Академии Коларосси. Путешествовал по Германии, Италии, Австрии, Нидерландам. В 1913 году он завершил учебу в Московском училище живописи ваяния и зодчества, где его наставником был маститый скульптор, академик Сергей Волнухин. В Первую мировую войну Иван Семенович, следуя патриотическому настрою, пошел добровольцем в армию, служил в 1916-1918 годах в артиллерии на румынском фронте.

Творческая жизнь Ивана Ефимова была необычайно разнообразна: он был скульптором, графиком, иллюстратором книг для детей и взрослых, реформатором театра кукол, педагогом. С 1918 семья Ефимовых увлеклась всерьез и надолго кукольным театром, где Иван Семенович был и драматургом, и режиссером, и актером, и декоратором, и автором кукол. Ефимовы особенно активно выступали с кукольными спектаклями в тяжелые, голодные 1919-20-е годы и в Москве, и по деревням Московской и Тамбовской губерний. «Время было беспощадное ко всему, что не самая первая необходимость, – писала Нина Симонович-Ефимова, – а нас не только просто терпели, но и благодарили за бодрое настроение, которое сообщалось спектаклем. Сколько людей перевидали! Сколько историй наслушались – хоть пиши «Похождения Чичикова». Да некогда».

Всю жизнь Ефимов рисовал и лепил зверей, ковал их из меди, отливал из бронзы, вырезал из дерева. Скульптура и графика на анималистическую тему были основным его ремеслом. Работал с азартом, с невероятной увлеченностью. Друг семьи, писатель Борис Шергин называл его творчество «радостной мудростью дитяти». По воспоминаниям жены скульптора, этот высокий, сильный, с могучим торсом, седобородый человек мог, сияя лучистыми голубыми глазами, с детским задором проскакать по узкому коридору на одной ноге, распевая: «Дритен-дритен, пупсиль-мупсиль, я знаю, как сделать дельфина, я знаю, как сделать дельфина!» Елена Адриановна, внучка Ефимова, считала, что «в нем было много детского, выражавшегося в радостном и непреходящем удивлении красотой жизни».

Сила и экспрессия мастера, влюбленного в жизнь и умело передававшего ее пульсацию в своих произведениях, ощутимы и в его лучшей ранней работе «Пума», выполненной в технике майолики в 1908 году. Она существует в двух вариантах: одна статуэтка находится в Государственном музее керамики в Кусково, а вторая, чуть более светлого колорита, осталась у автора. У его сына, гидрогеолога Адриана Ефимова она и была приобретена Вологодской областной картинной галереей в 1978 году. Сдержанная энергия высматривающей добычу зоркой хищницы нашла удачное воплощение в глине с ее податливостью чутким рукам скульптора. Грация и стать дикой кошки выражены в мягко обобщенных формах, в гибких линиях ее тела, в выразительном силуэте. Зелено-голубой цвет поливы символичен. Каждый зритель волен объяснять его по-своему. Вполне возможно, что такой необычный колорит олицетворяет гармоничную красоту и таинственность природы, во многом непостижимой для человека.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.