12+

Благотворительная выставка молодого вологодского фотографа Олега Кормашова открылась в «Красном углу»

Экспозиция разбита на два тематических блока. Первая часть выставки – это удивительные своей эмоциональностью фотографии животных Московского зоопарка: белые медведи, крокодилы, шимпанзе... Этот блок назван «150 зим», так как готовился в год полуторавекового юбилея зоопарка. Материалы второй части выставки отсняты в Санкт-Петербурге и называются «Будни». Каждая фотография из этой серии сколлажирована из 10 кадров. Снимки несколько смазаны – автор намеренно применяет этот приём, чтобы показать быстротечность времени. Эти кадры отличает некая абстрактность и ненавязчивость, но при этом они задерживают на себе внимание посетителей.

Обе серии фотографий выполнены в чёрно-белом цвете. Все работы объединяет эффект присутствия. Интересно, что некоторые из них не хуже смотрятся в перевернутом виде. При подготовке выставки одну из фотографий организаторы действительно по ошибке повесили вниз головой – но автор, заметив, решил не исправлять эту ошибку.

Выставка задумана как благотворительная. Желающие могут заказать любую из работ, напечатанных на холсте или бумаге, и тем самым помочь детям. Вырученные средства будут переданы Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и Вологодской детской городской поликлинике №1.

Олег Кормашов окончил факультет физического воспитания Вологодского государственного педагогического университета, занимается фотографией порядка 8 лет. За эти годы он перенимал опыт у многих вологодских фотографов, занимался самообразованием. Олег предпочитает работать в жанре репортажа (уличной фотографии) и эмоционального портрета.

После выставки нам удалось пообщаться с фотографом и задать ему несколько вопросов.

Что вы делаете, чтобы зритель верил, глядя на снимок?

Глядя на живой объект съёмки, обращаешь внимание на взгляд. Даже вон у той макаки глаз почти не видно, но почему-то чувствуется, что она смотрит на тебя. А второй значимый момент – это, конечно, композиция. Я долго думал над композицией, накладывая маски, золотое сечение, спирали, правило третей. Это важно.

Что можно понять, наблюдая за привычной городской суетой?

Можно смотреть под ноги, а можно смотреть по сторонам. И видеть разное – лужи и грязь или взлетающих голубей. И то и другое есть в нашей жизни. Фотограф пропускает реальность через призму собственного восприятия. Так что, фотографируя рутину и привычность, можно понять что-то о себе.

Не случалось ли курьёзов, связанных с реакцией горожан на большой объектив, направленный в их сторону?

Есть много приёмов, как этого избежать. Например, делать абсолютно невозмутимый вид, будто ты снимаешь кого-то сзади. Потом прохожий пятится назад и недоумевает: что он там снимал? Или через дорогу снимать.

В какой момент вы поняли, что можете поделиться своим практическим опытом, научить тому, что умеете?

Сначала это была работа по приглашению – вёл сеть молодёжных сборов. Потом проводили занятия по фотографии в детском лагере – ребята очень заинтересовались этим. Результаты заставили подумать: а почему бы и нет? Структурировать информацию, разложить по полочкам и подсказать, как пройти этот путь другому. Может быть, похожими шагами, может, какими-то другими. Кроме того, мы набираем группу ребят из детских домов и будем преподавать бесплатно.

Вы считаете, что творческий человек должен быть социальным активистом или его могут волновать исключительно эстетические проблемы?

Искусство это или не искусство, но всё, что сделано руками человека, должно служить обществу, приносить пользу.

Теона Квачадзе