В «Красном мосту» открылась выставка «Война и Мир Вадима Сидура». Это передвижной проект, созданный московским музейно-выставочным объединением «Манеж». Вологодские музейщики увидели его год назад в Костроме и к 15-летию «Красного моста» захотели показать в областной столице.

Вадим Сидур (1924 – 1986) оставил огромное творческое наследие – более 500 скульптур, 2000 графических работ, сборник стихов, книгу авангардной прозы, кинофильм. Его памятники установлены в Германии, США, России. Сам скульптор их, впрочем, никогда не видел, на протяжении всей жизни оставаясь невыездным.

При всей самостоятельности и даже обособленности творческих поисков художника имя Вадима Сидура невозможно отделить от его эпохи, названной им «эпохой равновесия страха». Личность мастера стоит в одном ряду с такими гениями авангарда, как Генри Мур, Альберто Джакометти, Константин Бранкузи. В конце жизни художник заметил: «Чувствую себя одним из последних в ряду вымирающих классиков нашего уходящего тысячелетия». Ключевыми темами произведений скульптора являются ужас войны и насильственной смерти, нависшая опасность глобальной экологической катастрофы, поиск гармонии в рушащемся мире, преклонение перед силой человеческого гения. «Его тема: бесконечные, безмерные страдания человека – от библейских времен до наших дней», – писал о Сидуре поэт и переводчик Марк Харитонов.

На выставке «Война и Мир Вадима Сидура» представлена скульптура, графика, керамика, резьба по линолеуму. Помимо таких известных скульптур, как «Раненый» (1963), «Формула скорби» (1972), «Узник» (1963), «Связи. Нежность» (1963), в экспозицию вошли менее знакомые широкому кругу посетителей произведения из фондов «Манежа» и частных коллекций.

ВОЙНА

Война, как писал в дневниках скульптор, «перемолола его». Сидур попал на фронт в 1942 году, в 1944 был тяжело ранен. Вместо лица – сплошное мясо, говорить не мог. «Я остался жить, но произошло это не сразу. Довольно долго я раскачивался между жизнью и смертью... Голова моя с момента ранения всё еще постоянно была опутана бинтами... Пуля попала мне в челюсть, раздробив всё, что только можно. Но произошло чудо воскресения, и я остался жить. Иногда мне даже кажется, что это было предопределено для того, чтобы я смог в конце концов создать «Памятник погибшим от насилия», «Треблинку», «Памятник погибшим от бомб».

В 19 лет он стал инвалидом, в 36 пережил тяжелый инфаркт, из-за которого долго не мог заниматься скульптурой (было физически тяжело работать с металлом и камнем). Биография художника, безусловно, способствовала обостренному драматизму его мироощущения. Одна из самых известных его скульптур – «Раненый» – образ туго забинтованной головы человека с единственной прорезью вокруг рта. Ранение, полученное Сидуром в юности, мучило его всю жизнь. Чтобы скрыть увечье челюсти, художник отрастил бороду, но глядя на его работы, становится ясно, что он так и не смог скрыться от кошмаров, которые ему пришлось пережить. Тема войны, уничтожающей человека и его мир, стала главной в творчестве Сидура. Созданные мастером работы пронизаны одной мыслью: главное зло на Земле – насилие. Работы скульптора лишены литературности, они не дают оценки, а повествуют об ужасах, бесконечных, безмерных страданиях человека, предостерегая от грядущей катастрофы. Военные скульптуры Вадима Сидура – это полные сострадания, взывающие к милосердию молитвы. «Плодоношу, опылённый смертью», – так писал скульптор о своем творчестве.

МИР

В работах Сидура есть не только боль, предостережение, жалость, но и сострадание, нежность, любовь, восхищение чудом жизни, удивление от каждого прожитого дня.

Мир Сидура – это прежде всего его Юля – жена, любимая, заботливый и верный друг, соратница, подмастерье. Образ жены угадывается в многочисленных рисунках мастера, она героиня его автобиографической прозы «Миф. Памятник современному состоянию», а также адресат стихов из книги «Самая счастливая осень». Вспоминая о скульпторе, многие его друзья и знакомые говорят, что в жизни у него было два чуда – спасение после тяжелейшего ранения и любовь, которую художник сумел пронести через всю жизнь. Для Сидура любовь – важнейшее содержание жизни, она дает тепло, она единственный источник силы.

Сидур боготворит женщину и, работая над ее изображением, он убирает всё, что считает ненужным, лишним: наряды, драгоценности, интерьеры, ландшафты. Женщина так прекрасна, убежден он, что ей не нужно украшательство.

«Мир без людей мне неинтересен», – говорил Сидур, и его портреты – это работы тех, кого он любит, кем восхищается, кому сочувствует, кого жалеет, над кем подсмеивается. Всю жизнь скульптор создавал особый мир, изо всех сил стараясь сделать его прекраснее. И главное, чем он украсил этот мир, сделал его лучше, чище, добрее – это рожденные им «дети», как он называл свои скульптуры.

Выставка «Война и Мир Вадима Сидура» работает в галерее «Красный мост» до 28 мая (Набережная VI Армии, 143). Вход свободный.

Теги: Красный мост, Вадим Сидур
По материалам выставки

Новости по теме