12+

Вышла в свет новая книга Александра Сазонова о деревянном зодчестве Вологды

Книга с говорящим названием «Деревянная Вологда: сохранённое и утраченное» вышла в издательстве «Древности Севера», с которым автор давно сотрудничает. 12 февраля в Большом зале Вологодской областной научной библиотеки книга была представлена автором и отправилась, по словам издателей, в «большое плавание».

Это не первое издание Александра Сазонова о деревянном зодчестве Вологды. В редкой вологодской семье нет его книги «Такой город в России один», изданной огромным тиражом в 1993 году, или книги, ставшей почти бестселлером, «Моя Вологда. Прогулки по старому городу». Все его книги об одном и том же – о деревянной Вологде, милой, близкой, знакомой с детства и любимой до глубины души. «Александр Иринеевич не является по образованию ни архитектором, ни историком, ни краеведом, – с улыбкой заметил директор Вологодского музея-заповедника Александр Суворов. – Но важнейшая его черта – неравнодушие, желание узнать многое и донести свои знания до горожан и гостей города. И книга, представляемая им сегодня, когда остро стоит вопрос, быть ли деревянной Вологде, актуальна как никогда».

Именно с этого и начал свою речь автор – с того, что звучит в самом заглавии книги: «сохраненное и утраченное». Александр Сазонов с болью заговорил о том, что мы неумолимо теряем исторический облик Вологды, часто подменяя его новоделом. Настоящее лицо Вологды – деревянное, «город, где резной палисад» – это не просто строчка из песни, это суть Вологды. «Больно сознавать, что родился ты в одном городе, а умирать придется совершенно в другом, хоть и с тем же названием. Тот город, который был, он теперь в альбомах, книгах, в памяти людей старшего поколения. Он исчезает на глазах, стирается. Еще в начале 90-х годов жителям столиц Вологда казалась неким оазисом русского духа, синонимом патриархальности в хорошем смысле этого слова. Вспомнить строки петербургского поэта Ивана Стремякова: «Навис над Родиной туман / Ни переправы и ни волока / Москва сдана и Питер сдан / Но есть ещё в России Вологда / Ещё «Дубинушку» поёт / И веселит себя гармошкою…/ Ещё на рынке продаёт / Бруснику с ягодой-морошкою / Ещё в подъездах не торчит / И наркотою не ширяется / Ещё по-русски говорит / Ещё по-русски одевается / Тебя не взяли на крючок / Не провели, не объегорили / Величиною с пятачок / Земли российской территория / И я, как Ваня-дурачок / Оставив игры беззаботные / Держусь за этот пятачок / И опасаюсь, чтоб не отняли». Это было написано в 1994 году, 20 лет назад – поэт уже тогда опасался, чтоб не отняли, значит, основания для опасений были. В конце 90-х годов иногородние экскурсанты только после проведенной экскурсии говорили – ну вот, только сейчас мы поняли душу вашего города. В 2000-х уже люди говорили: неправда, вы нас обманули, нет здесь деревянного зодчества. Сейчас процесс обратный: люди ходят, восхищаются, из этого я делаю вывод, что в других местах деревянного зодчества осталось еще меньше. И нам надо непременно сохранить то, что мы имеем. Недавно один чиновник от культуры мне сказал: «Надо бороться до последнего деревянного дома». Я подумал – и вправду, каждый, кто по-настоящему любит Вологду, должен делать все от него зависящее, для того чтобы сохранить ее исторический облик: власть – соблюдать закон, градозащитники – просвещать население и поправлять власть, если она плохо справляется, экскурсоводы – красиво рассказывать о городе его гостям, а жители города – задавать вопросы не только о состоянии дорог и ЖКХ. Если каждый будет проявлять свою гражданскую позицию – то, может быть, мы сможем передать потомкам не просто бестолковое скопление зданий, а настоящий дух города».

Александр Сазонов поблагодарил всех, кто участвовал в подготовке книги к изданию, а это большой коллектив издательства, фотографы, дизайнеры, редакторы, корректоры. Отдельную благодарность заслужили финансовые партнеры – 13 руководителей организаций откликнулись на предложение поучаствовать в выходе этой книги.

Книга, действительно, издана роскошно – качественная полиграфия, множество фотоснимков, исторических и современных, многие из которых публикуются впервые, – все это существует в органичном тандеме с авторским стилем Александра Сазонова – эмоциональным, увлекательным, полным мельчайших интересных подробностей рассказом вологжанина о своем городе.

Елена Легчанова