Наступил июль, и все мы ждем от него летнего зноя, красок и радости. В мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева хранится полотно «Июль в Устюжне». У картины есть своя интересная история. И картин, вообще-то, две.

Первая появилась в 1986 году после поездки художника в Устюжну на родину матери – дворянки Екатерины Борисевич, дочери польского врача Александра Борисевича, сосланного за участие в студенческих волнениях в Устюжну. В 1976 году, переехав на постоянной жительство из Уфы в Вологду, Александр Пантелеев сразу отправился в Устюжну, поклониться местам, связанным с мамой, искал дом, в котором она жила. Но только 1986 году он нашел на пересечении улиц Красноармейской (в прошлом Солдатской), 14, и улицы Богатырева (в прошлом Пречистенского переулка) скромный деревянный особняк, выстроенный в середине XIX века в стиле ампир. Этот дом упоминает А. Рыбаков в книге «Устюжна. Череповец. Вытегра» как типичный для устюженских дворян того времени. В раннем детстве Пантелеев с сестрой побывал здесь. Он, напрягая память, вспоминал, что во дворе были заросли сирени, и позже облик дома убеждал в правильности выбора.

Пантелеев приехал в этот год к местному художнику-граверу и скульптору Евгению Лебедеву и гостил в его доме по адресу: ул. Парковая, 1а. Войдя в дом с русской печью и деревянными резными скамьями, он увидел на столе огромный таз с золотой морошкой, сладкой, ослепительной. Ее, восхищаясь, ели горстями и сам Пантелеев, и его московские друзья, и вологодские реставраторы. Морошка стала символом устюженского гостеприимства.

Были замечательные дни и вечера. В день приезда Александр Васильевич был буквально околдован «материализованной» тишиной, которая обступала плотной массой. Ночь на Ивана Купалу, как выяснилось, – излюбленный с древности в этих местах языческий праздник. Белая ночь плыла над Мологой, струилась сквозь деревья старинного парка, что рядом с домом Евгения. Только перейди по мостику через реку Ворожу, и ты в парке. Через него всегда ходили в центр города, гуляли, настраивались на возвышенный лад, думали об Александре Куприне и его героях.

Незабываемы были и прогулки в лес. Перейдя мост через Мологу, поворачивали налево и шли по берегу, минуя три деревни – уютные, задушевные. Очень нравилась художнику деревня Андраково. Часто он говорил, что мечтает уехать из города и поселиться тут вдали от суеты. В лес ходили с ночлегом, устанавливали палатку, жги костры от комаров – не помогало. Но красота пейзажа затмевала все эти неудобства. Ранним утром, на восходе, туман низко стелется над травами, радужно сверкают бриллианты росинок, высятся сосны с золотисто-розоватыми стволами, днем их тягуче-смолистый аромат не дает покоя. Сладостный запах земляники, рассыпанной повсюду, будто растворен в воздухе. А рядом – щедрая Молога с рыбой и широким вольным течением. Уходили отсюда всегда с грустью. Пантелеев позже писал: «Я часто вспоминаю далекие картины: тихоструйную реку Мологу среди древних боров, среди ромашковых полей северного края. Мне хочется надолго вернуться к травам и цветам с их сумеречным шепотом, к яркости ягодников, к студеным запахам озер, в луговины туманов, в бессонье белых ночей».

Художник ездил в усадьбу Даниловское, поклониться местам, связанным с именами К. Батюшкова и А. Куприна. Много было прогулок по окрестностям, каждый день – по чарующей Устюжне. Пантелеев ходил, вспоминал рассказы матери об ее учебе в женской гимназии и смотрел на это старинное здание в центре города. Он будто воочию видел деда и бабушку Борисевичей, представлял, как они жили в тихом особнячке на песчаной улице, среди сирени, гуляли в парке, ходили в Народный дом, что возле парка.

Светлые устюженские впечатления легли в основу картины, которую он написал в вологодской мастерской осенью 1986 года и назвал «Июль в Устюжне». Она вошла в знаменитый полиптих «Времена года». Иногда его называют «Дни в деревне Красново», но это ошибочно.

Автор так говорил о своей творческой задаче: «Хочу, чтобы радуга виделась здесь». Ослепительность устюженского солнца, легкость дыхания позволили художнику, всегда работавшему в строгом рациональном ключе, порадоваться в полную силу чувств и цветовой звонкости. Это полотно было куплено Министерством культуры РСФСР и теперь оно хранится в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО». Поэтому на следующий год Пантелеев сделал авторский вариант для Вологодской областной картинной галереи.

Если сравнивать два произведения, то первое будто окутано особым, как молоко, воздухом Устюжны, а вторая работа более яркая по краскам. Она звучит как гимн солнцу, свету, всему живому. Она действительно как радуга. У Александра Пантелеева, пожалуй, во всем творчестве не найдем столь яркой, многоцветной картины. Мотив ее знаком любителям его живописи по многим полотнам знаменитого «Северного цикла». Необычны в ней краски, но от них и рождается особое эмоциональное впечатление – радостное и простое. На первом плане показан стол с ярко-красной скатертью, на нем – блюдечко оранжевой морошки, чашка с голубикой, серп и гармошка с разноцветными мехами. Ее подарил Пантелееву Владимир Корбаков, и она стояла в его мастерской, но позже рассохлась от старости. От стола открывается вид на деревню, но так, как бывает лишь в театре, да в живописи Пантелеева. Стена у избы будто растворилась, и все стало видно: соседние избы, гуляющих по зеленой траве под роскошными знойными облаками крестьян. Стена исчезла, но оконце в белой раме осталось и плывет в воздухе вместе с нарядной бабочкой. К окну прилепилась палитра художника со всеми красками, которые он использовал в этом праздничном холсте. Вверху картины автор показал венок из васильков, справа торжественно и строго, как он любил, изобразил традиционный домотканый половик. Радужный колорит полотна сплетался из разных впечатлений, в том числе и яркой красочности церквей Устюжны, в частности Казанской церкви с ее красными стенами, белокаменным декором, голубыми главками и многоцветной росписью интерьеров.

Картина «Июль в Устюжне» Александра Пантелеева полюбилась зрителям, она часто экспонируется в залах Вологодской областной картинной галереи, в других музеях на различных выставках.

Теги: арт-мозаика
Кандидат искусствоведения Ирина Балашова

Новости по теме