12+

В Вологде подвели итоги конкурса новой драматургии «Ремарка», который «приехал» к нам из Петрозаводска

В Карелии конкурс проходил дважды, но в этот раз, не получив поддержки в родном городе, организаторы решили сделать его финал передвижным. И первым городом, принимающим «Ремарку», стала Вологда.

Конкурс новой драматургии «Ремарка» изначально был задуман, чтобы провоцировать на творчество, поддерживать и продвигать талантливых авторов Северо-Запада России. Сегодня границы конкурса расширились, и участие в нем могут принимать все желающие, в связи с чем появились две номинации: для авторов Северо-Западного федерального округа и для русскоязычных авторов без ограничения места проживания. Конкурс проходит в два этапа: сначала с присланными произведениями знакомятся ридеры, среди которых – российские режиссеры, театральные критики, преподаватели СПбГАТИ, театроведы, драматурги, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Глазова. Отобранные ими пьесы читает жюри, которое возглавляет известный московский драматург, сценарист, организатор фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков.

В этом году на конкурс «Ремарка» было прислано 400 работ, а те из них, что вошли в шорт-лист, были изучены профессиональным жюри. Пьесы оценивали заместитель главного редактора журнала «Современная драматургия» драматург Родион Белецкий (Москва), драматург и поэтесса Елена Исаева (Москва), руководитель конкурса «Ремарка» режиссёр и продюсер Олег Липовецкий (Петрозаводск), драматург Максим Курочкин (Украина), доктор филологических наук, профессор Университета Колорадо, литературовед и критик Марк Липовецкий (США) и театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова по спецпроектам Павел Руднев (Москва). Организаторы специально отмечают, что ни ридеры, ни члены жюри не получают денежного вознаграждения за участие в проведении конкурса, а работают исключительно из любви к искусству.

Финалом конкурса по традиции стали читки лучших пьес конкурсантов, и вологжане смогли по достоинству оценить работы современных драматургов. 12 апреля в Доме актера артисты Вологодского драматического театра представили пьесы Светланы Баженовой «В душе хороший человек» (режиссер Александр Чупин) и Олега Михайлова «Клятвенные девы» (режиссер Наталья Воробьева). Театр юного зрителя познакомил публику с пьесами Инны Гридиной «Три сестры. Рефлексия» (режиссер Олег Липовецкий) и Аси Волошиной «Гибнет хор» (режиссер Борис Гранатов). Каждая читка сопровождалась активным обсуждением. Такой опыт не оставил равнодушным ни вологодских артистов, ни зрителей: многие затронутые в пьесах темы, а также их герои нередко вызывали споры у публики. Кто-то из актеров предстал в совершенно новом образе: так, например, художественный руководитель Вологодского ТЮЗа Борис Гранатов отметил, что он заново открыл для себя актера Александра Лобанцева.

Читка пьес как театральная форма сегодня популярна в России и за рубежом. Для автора это повод взглянуть на пьесу под другим углом, увидеть интерпретацию режиссера, для актеров – новый опыт театральной работы, а в данном случае еще и общение с автором. В Вологду на читку приехали драматурги – участники конкурса Инна Гридина и Ася Волошина. Обе они окончили мастерскую Натальи Скороход СПбГАТИ. Модератором общения выступила критик, театровед и педагог ВГИКА Кристина Матвиенко. Завершился конкурсный день объявлением победителей. Ими стали:

Номинация «Северо-Западный Федеральный округ»

1 место — Ася Волошина. Гибнет хор
2 место — Инна Гридина. Три сестры. Рефлексия
3 место — Маша Эшкинд. Острова гениальности

Номинация «Весь мир»

1 место — Олег Михайлов. Клятвенные девы
2 место — Ася Волошина. Гибнет хор
3 место — Светлана Баженова. В душе хороший человек

Победительница сразу в двух номинациях, Ася Волошина призналась, что для нее такой результат очень важен, ведь ее пьесу оценили российские критики-профессионалы: «Конкурс «Ремарка» ориентирован на завтрашний день, поэтому победа в нем для меня – это доказательство того, что мой личный рост идет в нужном русле». Молодой автор активно продвигает свои произведения, и в этом творческом сезоне в девяти российских театрах состоялись премьеры по пьесам Аси, а «Анну Франк» даже поставили в двух театрах одновременно – в Самарте и Уфе.

Как отметил председатель жюри Михаил Дурненков, в этом году на конкурс было прислано много достойных работ, и есть надежда, что пьесы победителей будут поставлены в российских театрах. Одна из главных задач конкурса – активное продвижение новых авторов, новых произведений. «Ремарка» успела завоевать свою нишу в театральной среде, поэтому каждое упоминание той или иной пьесы в связи с конкурсом уже приближает автора к ее постановке: ведь те пьесы, что попали в шорт-лист, читают многие, в том числе режиссеры, заведующие литературной частью, актеры, критики. Таким образом была замечена пьеса «Хижина неандертальца» Максима Берштейна, победителя конкурса 2013 года, – ее поставил один из сибирских театров. «Хорошие новые пьесы зачастую встречают трудности на пути к сцене. И эта тенденция была во все времена, ведь и Чехов не сразу стал классиком, – отметил Борис Гранатов, – А такие читки в разных театрах одного города – это еще одна из возможностей продвижения пьесы на сцену».

Организатор конкурса «Ремарка» Олег Липовецкий на пресс-конференции поблагодарил за поддержку Вологодское отделение Союза театральных деятелей России, художественных руководителей и артистов вологодских театров. Гостеприимная Вологда буквально сразу же откликнулась на предложение провести финал конкурса, а театры сумели в своем плотном репертуарном расписании найти время для подготовки к читкам. «Публика на читках живо воспринимала все происходящее, у вас очень горячий, неравнодушный зритель, – признался Олег Липовецкий. – Даже по завершении обсуждения к авторам подходили и долго не отпускали, продолжая делиться впечатлениями».

Итоговую точку в конкурсе «Ремарка» поставил семинар-дискуссия «Новая драма – зеркало времени, барометр для государства», где шло активное обсуждение современных театральных тенденций.

Ирина Сорокина