На малой сцене Вологодского драматического театра состоялась премьера спектакля «Жанна» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Спектакль красивый, жесткий, проблемный, заставляющий сопереживать и рефлексировать.

Режиссер Зураб Нанобашвили всегда очень тщательно и придирчиво выбирает материал для постановки, особенно если дело касается современной драматургии: в драмтеатре нет места однодневным спектаклям. В прошлом сезоне на малой же сцене появился спектакль «Метод» с жанровым определением «шокового собеседования» по пьесе Гальсерана; сейчас – «Жанна» Пулинович. Из этих спектаклей постепенно складывается цельное высказывание театра – высказывание о современности.

Не знаю, нужно ли рекомендовать прочитать перед просмотром пьесу – наверное, лучше не читать, чтоб не знать заранее сюжетных поворотов. Хотя если все-таки прочтете, перед вами будет другая, не менее интересная задача: смотреть, как режиссер и актеры распорядились материалом, как преломили его, где чуть смягчили, где добавили новые смыслы, где переделали вовсе.

Для тех, кто с пьесой не знаком, нужно вкратце рассказать, о чем эта история – не вдаваясь в подробности, дабы не разрушить интригу. На бытовом уровне – спектакль об успешной и решительной бизнес-леди Жанне (Оксана Киселева), с нуля построившей свою жизнь, пробившейся «из грязи в князи». Она живет с молодым любовником Андреем (Данил Багаряков), несколько лет назад устроившимся в ее фирму, и опекает его с ревностной заботой. Поэтому неудивительно, что слабовольный и инфантильный Андрей в какой-то момент решает жить самостоятельно и уходит от нее к нерадивой «тетехе» – студентке Кате (Ирина Полозова), ждущей от него ребенка. Жанна в отместку делает так, что Андрей не может устроиться на работу в «приличную контору», и бывший любовник вынужден раз за разом возвращаться к ней с унизительными просьбами о помощи.

В данной работе актеры, занятые в спектакле, выступают мастерами психологических портретов. Очень интересно наблюдать за эволюциями Жанны, читать (особенно в немых сценах) ее чувства на лице, угадывать, что последует дальше – и почти всегда обманываться. Блестяща в этом отношении сцена ее посиделки с партнером по бизнесу Виталием (Максим Юлин), обожающим свою маленькую дочку и без устали рассказывающим об этом, не обращая внимания на реакцию бездетной и одинокой Жанны. Не уступает ей сцена шальной вечеринки с двумя сотрудницами компании, принадлежащей Жанне, во время которой она, используя небьющийся козырь – повышение в карьере, буквально провоцирует их на мерзости. И после этого буйства – как отрезвление и объяснение происходящему – звучит долгий монолог Жанны, в котором она рассказывает историю своей «успешной» жизни, выросшей из лихой авантюры с «импортными» макаронами в разгар 1990-х. А перед концовкой спектакля, не предполагающей хеппи-энда, – другой монолог, уже более страшный и еще более всё объясняющий – на могиле отца, бросившего их с матерью много лет назад.

Спектакль хорош тем, что не дает никаких оценок. Здесь нет положительных и отрицательных героев, хотя зрителю иногда хочется верить то в раскаяние героини, то в ее великодушие. Не хорош и не плох Андрей – мальчик, выросший в небольшом городке, любящий готовить и работать на огороде. Не хороша и не плоха Катя – девочка из деревни, приехавшая в город учиться, познакомившаяся с «крутым», по ее мнению, парнем и захотевшая прибрать его к рукам с помощью ребенка. Не хорош и не плох Виталий Аркадьевич, разлюбивший «клушу» жену, но оставшийся в семье из-за малышки-дочки. Не хороши и не плохи девочки из компании Жанны, из-за полученного места в фирме поступающиеся принципами. Герои – заложники своей судьбы, заложники неправильно сделанного выбора, заложники своих особенностей и пристрастий. А еще – заложники времени, в котором им (нам) суждено жить.

Несмотря на небольшое количество героев и минимализм декораций, в спектакле (как всегда у Нанобашвили) много смысловых пластов, над которыми можно задуматься. Кто-то сосредоточится на любовном треугольнике, на взаимоотношениях мужчины и двух таких разных женщин; кто-то задумается над социальными проблемами – богатство-бедность, цена успеха и карьеры, влияние денег и власти на человека; кому-то покажется любопытным исторический экскурс в недавнее для страны прошлое.

На премьерные спектакли «Жанны» (13 и 15 февраля) все билеты были проданы еще за месяц до премьеры. Ближайшие показы пройдут 4, 7 и 15 марта.

В ролях: Оксана Киселева, Данил Багаряков, Ирина Полозова, Максим Юлин, Полина Бычкова, Анастасия Федотова, засл. арт. РФ Светлана Трубина, Евгений Галанцев, Виталий Полозов.

Теги: драмтеатр
Елена Легчанова, фото драмтеатра

Новости по теме