12+

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема выступил с концертом на вологодском «Лете в Кремле»

В последний июньский вечер настроение вологжанам создавал Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема – коллектив, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. В прошедшем году оркестр отметил свое 80-летие.

В далекие 1930-е годы в далеком же Харбине в то время никому не известный молодой пианист Олег Лундстрем вместе с товарищами собрал свой первый оркестр, который затем превратился в коллектив, равного которому еще не было в нашей стране. Оркестр Лундстрема стал олицетворением советского, а потом и российского джаза. «Для биг-бэнда традиционно характерно глубокое проникновение в характер джазового мастерства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок – с другой стороны», – писали музыкальные критики того времени. В 1960-1980-е годы коллектив становится неизменным участником международных джазовых фестивалей в разных странах мира. В истории оркестра – тысячи километров гастрольных дорог по СССР, России и зарубежью, более 10 000 концертов в СССР и современной России.

В 2005 году, после смерти Олега Лундстрема, в названии оркестра добавилось слово «имени». С 2007 года руководит оркестром народный артист России Борис Фрумкин.

Джазовый оркестр имени Олега Лундстрема неоднократно бывал на Вологодчине – об этих приездах с большой теплотой отозвался на концерте художественный руководитель оркестра.

«Одержимость джазом», – вот что объединяет музыкантов коллектива, и этой одержимостью, влюбленностью в джаз они с первых же аккордов «завели» вологодских зрителей, собравшихся в Консисторском дворике кремля. В программу концерта джазовый коллектив включил смелые аранжировки классических произведений, к примеру, известного вальса-фантазии Глинки в обработке Юрия Маркина – и получил полное одобрение вологодской публики, несмотря на то, что, по замечанию самого Фрумкина, «тема использования классического репертуара в джазовой обработке достаточно скользкая, у нее много противников». Джазовая аранжировка и впрямь меняет знакомое произведение практически до неузнаваемости, но то, что получается в итоге, также заслуживает теплых слов и аплодисментов.

В перерывах между композициями маэстро Фрумкин непринужденно общался с залом, представляя солистов оркестра или рассказывая об успехах коллектива. Поведал он о выступлении своего коллектива в мае этого года в зале Генеральной Ассамблеи ООН на концерте, посвященном 70-летию окончания Второй мировой войны. До оркестра имени Лундстрема в этом зале еще никогда не выступали джазовые коллективы. Концерт прошел с большим успехом – а песню «День Победы» почти все дипломаты слушали стоя в знак уважения и памяти.

Настоящим украшением концерта в Вологде стала одна из лучших джазовых певиц Москвы Анна Бутурлина, покорившая публику манерой исполнения, необыкновенным обаянием и легкой непринужденностью, с которой певица держалась на сцене.

Елена Легчанова