12+

Не повзрослев «Без всяких на то причин», герой венгерской комедийной драмы блуждает в поисках себя

Картина молодого венгерского режиссера Габора Реиса – его дипломная работа, в октябре прошлого года имевшая большой успех в венгерском прокате. Работа над фильмом шла в течение двух лет – это малобюджетное кино, которое приходилось снимать с перерывами, когда команда фильма зарабатывала деньги на съемки. Роли многих героев, включая главного, исполняют непрофессионалы – однокурсники и друзья режиссера. И, тем не менее, фильм увлекает буквально с первых кадров. Чудаковатый Арон Сентеши представляет, как и где он может внезапно умереть – и убежден, что этого никто не заметит. И когда он ради эксперимента вдруг падает – на улице, в вагоне метро, на детской площадке – на него действительно не обращают внимания.

Но за этими клоунскими выходками стоит серьезная проблема: взрослый, 29-летний человек до сих пор не нашел себе места в жизни. Родители, особенно властная и болезненно заботливая мать не могут отпустить его, а он, привыкнув к постоянной назойливой опеке, не может «отцепиться» от них. В фильме масса символичных деталей, комичных и одновременно грустных, как, например, невероятно длинный электрический провод, тянущийся от родительского дома до квартиры Арона. Только выдернув его из розетки, он перестает слышать голоса родителей, но не перестает быть с ними связан – провод-то остается. Своеобразный взгляд на проблему «отцов и детей» и является движущей силой сюжета, ведущей к символичному финалу: герой бежит, обгоняя на пути всех, с кем так или иначе сводила его жизнь, в том числе своих родителей.

Как сказал Габор Реис, актер, исполняющий роль Арона, играет самого себя. Его жизненная история и вдохновила режиссера на создание фильма. И хотя, по его собственному признанию, он не пытался делать в фильме никаких обобщений, он, по сути дела, показал то, в каком виде встает проблема поиска себя перед многими молодыми людьми этого поколения. Полному сил, обаятельному – и даже талантливому – герою без всяких на то причин (так ли это на самом деле?) не удается ни соответствовать общепринятому стандарту успешности, ни стать счастливым по-своему. Или все-таки удается?..

Саунд-трек фильма начал жить своей жизнью: музыку к картине написал сам Габор Реис, которому после выхода фильма в прокат даже пришлось создать группу, чтобы выступать с концертами – три концерта при полном аншлаге прошли в Будапеште. 

Программа VOICES

Светлана Гришина