12+

Размышлениями на тему взаимоотношений личности и государства поделился с вологжанами народный артист России Александр Филиппенко

Размышления эти были навеяны произведениями русских писателей XIXи ХХ веков – Николая Гоголя, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Аркадия Аверченко, Сергея Довлатова и, конечно, Варлама Шаламова. Компонуя фрагменты их текстов в своеобразное художественное целое, артист выражает то, что объединяет столь разных авторов – разных и в стилевом, и в жанровом, и во временном отношении. Писатели, разделенные десятилетиями, а порой и веками, оказываются едины в своей боли за русского человека, в своем неприятии уродливых форм общественного устройства, в правдивости изображения жизни и в милосердии к своим героям.

Моноспектакль «У автора в плену» Александр Филиппенко уже показывал зрителями разных городов России, но на фестивале «Четвертая Вологда» была представлена его новая версия. Как признался артист, то, что видели вологжане, «это даже не генеральная репетиция, а сдача худсовету». Стихи и фрагменты прозы Шаламова органично вошли в ткань спектакля, став репликами извечного «диалога» о личности, свободе и творчестве. Каждый из участников этого «диалога», говоря словами Шаламова, «ступает на край снежной целины»: добавляет что-то новое, свое к той картине, которую нарисовали его предшественники. Артист яркого трагикомического дарования, мастер мгновенного перевоплощения, Александр Филиппенко одинаково убедителен и в образе гоголевского «сочинителя», и в роли страшного в своем ничтожестве героя Зощенко, и под масками довлатовских зеков. Шаламовские строки звучат в его исполнении с особой проникновенностью – как знание о природе человека, купленное ценой нечеловеческих страданий.

И хотя финальным аккордом постановки становится блистательно сыгранный эпизод из «Зоны» Довлатова, вызвавший несмолкающий смех зала, главное «послевкусие» моноспектакля – ощущение «узнавания» того, о чем столько лет твердят русские писатели и что сделал таким очевидным талант артиста. Перефразируя слова Шаламова о писателе и читателе, можно сказать, что зрители «едут на тракторах и лошадях» – едут вслед за артистом, который прокладывает для них путь по снежной целине.

Для справки:

Александр Филиппенко родился в Москве 2 сентября 1944 года. Высшее образование получил в Московском физико-техническом институте. Решив всерьез заняться актерской деятельностью, поступил в театральное училище им. Б.В. Щукина, которое окончил в 1974 году как актер и режиссер. В 1969 году Александром Филиппенко были сыграны первые роли в Театре на Таганке. В состав труппы театра актер входил до 1975 года. Затем Филиппенко начал играть в государственном академическом Театре Вахтангова. Также принимал участие в постановках Российского государственного театра «Сатирикон», театра «Et Cetera», театра-студии Олега Табакова, театра Моссовета.

Дебютировал в кино в 1969 году. Фильмография Филиппенко насчитывает около 70 киноролей в картинах разных жанров – от психологических драм до приключенческих и детективных. Артист создал целую галерею кинематографических злодеев: от самой Смерти в фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» до негодяя-помещика Забалуева в сериале «Бедная Настя». Среди фильмов с его участием – «Мой друг Иван Лапшин», «Визит к минотавру», «Бумбараш», «Трудно быть богом», «Подпоручик Киже», «Хождение по мукам», «Битва за Москву», «Противостояние», «Убить Дракона», «Мастер и Маргарита», «Брежнев», «Вепрь», «Азирис Нуна» и множество других.

С 1995 года актер начинает работать по контрактам в различных театрах Москвы: в театре «Школа современной пьесы» у И. Райхельгауза, в театре «У Никитских Ворот» у М. Розовского, в Театре эстрады .

Много лет успешно выступая в жанре монодрамы, Александр Филиппенко неоднократно получал награды на фестивалях моноспектаклей в городах Хэб (Чехия), Клайпеда, Пермь. В 1995 году Александр Филиппенко стал художественным руководителем в театре «Моно-Дуэт-Трио». В 1999 году за моноспектакль «Мертвые души», который ставился в том же театре, был награжден Государственной премией.

Среди наиболее значимых работ Филиппенко последнего двадцатилетия –  моноспектакль по роману Б. Акунина «Пиковый валет» на «Радио России», работы на телеканале «Культура» – поэтическая программа «Есенин без женщин», моноспектакль по рассказу А. Солженицына «Случай на станции Кочетовка», литературная программа «У автора в плену».

Светлана Гришина