Книгу, посвященную истории создания Жития Димитрия Прилуцкого и службы ему, представили накануне в вологодском Софийском соборе.

Преподобный Димитрий Прилуцкий – ученик Сергия Радонежского, основатель первого общежительного монастыря в Вологде – является одним из наиболее почитаемых русских святых. До наших дней дошло более двухсот списков его Жития, в которых, помимо жизни и деяний самого святого, упоминаются важные для русской истории события: победа Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году, нападения на Вологду вятичей (1417 г.) и Дмитрия Шемяки (1450 г.).

Несколько лет назад наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов) задумался об издании Жития преподобного Димитрия. При этом встал вопрос о том, какой из сохранившихся текстов брать за основу для публикации. За его разрешением представители монастыря обратились к специалистам в Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, и началась работа над книгой, которая длилась два года.

Автором первой части книги стала Светлана Семячко, специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН.

«Если вы спросите среднестатистического человека, что такое житие – то скорее всего он вам скажет, что это очень скучно, что все жития однотипные, похожи друг на друга, что читать их утомительно и неинтересно, – поделилась своими мыслями на презентации книги Светлана Семячко. – Но, как правило, человек не задумывается о том, что у каждого жития есть своя история. И исследование истории этого текста – это в какой-то мере детектив. Потому что обнаруживается огромное количество рукописей, списков жития, среди которых нет одинаковых. И мы должны понять: что в этих рукописях позднее, что – раннее, что было в начале, что потом; понять, когда стали почитать Димитрия, как изменялось это почитание – каждое поколение привносило в понимание этой святости что-то свое. Свою часть книги, посвященной исследованию разных редакций Жития, я писала так, чтобы читатель мог меня проверить. В книге много таблиц, где сравниваются тексты разных редакций – выводы можно сделать самим, не обязательно соглашаться со мной. Я видела свою задачу в том, чтобы читатель мог пройти тем же путем, которым шла я».

В книге опубликовано 4 текста ранних редакций Жития преподобного Димитрия, а также перевод с церковнославянского на русский язык самой распространенной и самой полной житийной редакции – Минейной.

При подготовке книги Семячко сделала вывод, что автором первоначального текста Жития преподобного Димитрия не является игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий, который значится автором во многих списках – оказалось, что он только дополнил и переработал первоначальный текст. Имя же автора самого первого текста до сих пор остается неизвестным – это повод для дальнейших поисков и исследований.

Вторая часть книги посвящена певческой традиции церковной службы Димитрию Прилуцкому. Ее автором стала Флорентина Панченко, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научным вопросам ИРЛИ РАН. Служба в честь преподобного Димитрия была создана тем же игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря Макарием в конце XV века и в дальнейшем практически не подвергалась обработке. Тексты службы, предполагавшие певческое исполнение во время богослужения, записывались в соответствующие книги с роспевами. Вторая часть книги «Димитрий Прилуцкий. Житие и служба» посвящена как раз истории бытования и художественному своеобразию этих песнопений. В исследовании также приводится реконструкция знаменного роспева.

«Как в конце XIX – начале ХХ века благодаря исследователям мир узнал о древнерусской иконе, так во 2-й половине ХХ века было обретено древнерусское пение – про это открытие мало кто знает, но это огромный труд многих людей», – рассказал игумен Игнатий. На презентации книги пример песнопений из службы Димитрию продемонстрировал Ансамбль древнерусской музыки «Знамение» Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Под сводами древнего Софийского собора звучал распевы, которые исполнялись четыреста и больше лет назад.

Иллюстрациями к изданной книге стали виды Спасо-Прилуцкого монастыря, изображения икон и предметов из собрания самого монастыря и музеев, в которые попали монастырские вещи в эпоху советской власти. Больше всего икон и предметов из обители находится в Вологодском музее-заповеднике, остальные – в других музеях страны. К примеру, в книге есть фотография деревянного потира (сосуда для причастия) XVII-XVIII веков с изображением креста на Голгофе: сейчас потир находится в коллекции Эрмитажа.

Книга рассчитана на широкий круг читателей: от специалистов – историков, филологов, музыковедов – до любого, кто хочет познакомиться с Житием преподобного Димитрия и узнать, как складывалось почитание святого.

Теги: православие, Димитрий Прилуцкий
Елена Легчанова

Новости по теме