В экспозиции представлены уфтюгская и гаютинская росписи, изучению которых посвятили себя оба мастера. Галина Талалова, народный мастер России, с 2001 года преподает в студии «Вологодские росписи» при Вологодском музее-заповеднике, и в 2010 году в число ее учениц вошла Ирина Калайда (1973 – 2015). Уже в 2014 году Ирина получила статус «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области» и была полна новых творческих идей, которые, к сожалению, не успела реализовать. В центре ремесел «Резной палисад» работы учителя и ученицы стоят рядом, словно утверждая название экспозиции: «Искусство будет жить».

Как призналась Галина Талалова, она всегда хотела рисовать и всегда рисовала. Училась в художественной школе, у мастера Надежды Путиловой, в студии «Вологодские росписи». Изучала многие виды традиционных росписей, но особенно интересной и близкой оказалась уфтюгская.

Об истории этого промысла рассказала заведующая художественным отделом Вологодского музея-заповедника Ангелина Глебова. Сегодня Верхняя Уфтюга – часть Красноборского района Архангельской области, но раньше это был Сольвычегодский уезд Вологодской губернии. В 60 км от Сольвычегодска и в 150 км от Великого Устюга протекает маленькая речушка Уфтюга – настолько маленькая, что летом она полностью пересыхает. Но по ее берегам издавна селились крестьяне, образовавшие большой куст деревень. Район это был окружен лесами, болотами и труднодоступен, и в этом довольно замкнутом пространстве развился уникальный самобытный промысел – уфтюгская роспись. Это роспись многоцветная, пластичная по форме, поражающая богатством деталей и многообразием композиций. Ее элементы собираются в скромный или пышный букет; непременными атрибутами уфтюгской росписи являются также птицы и львы. В старину уфтюгские мастера украшали росписями не только «бурачный товар» – берестяные туеса, которые отправляли на ярмарки возами, – но и интерьер крестьянского жилища: двери, заборки, простенки, голбцы, приступки. Если на мелких бытовых предметах роспись могла быть очень скромной, то здесь в огромных букетах цвели пышные тюльпаны (как их называли, «котлы» - символ богатства), а функцию оберега выполняли львы.

Галина Талалова и Ирина Калайда не только досконально изучили традиционную роспись, но и нашли новые способы ее применения. Элементы росписи используются ими при оформлении обложек фотоальбомов и записных книжек, а также переносятся на ткань – на выставке представлены декоративные салфетки и фартук. Удачное включение традиций народного искусства в быт современного человека говорит о том, что оно и сегодня не потеряло актуальности и эстетической ценности. 

***

Галина Николаевна Талалова

Окончила ДХШ в 1976 году, получила профессию чертежника-консткруктора в ТУ № 1 г. Вологды, работала по специальности на вологодских предприятиях. В начале 1990-х прошла курс по свободно-кистевым росписям у Надежды Путиловой, с 1993 по 1996 училась в студии «Вологодские росписи» при Вологодском музее-заповеднике. С 2001 года – преподаватель студии. Принимает активное участие в музейных проектах, проводит мастер-классы и интерактивные занятие в экспозициях музея-заповедника и в музее «Семёнково». В 2002 удостоена звания «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области», в 2013 – звания «Народный мастер России». Произведения Галины Талаловой находятся в фондах ОНМЦК, Вологодского музея-заповедника, частных коллекциях. Мастер активно участвует в городских, областных, российских и международных выставках, конкурсах, фестивалях и ярмарках.

Ирина Николаевна Калайда

В 1994 году окончила Череповецкий педагогический институт, где дополнительно изучала городецкую и хохломскую росписи. С 2010 года обучалась в студии «Вологодские росписи», в группе Галины Талаловой. В мае 2014 года получила звание «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области». 

Теги: Центр ремесел «Резной палисад», Галина Талалова, Ирина Калайда, уфтюгская роспись, гаютинская роспись
Светлана Гришина