12+

Валерий Есипов: «Стихи для Шаламова были спасением»

Валерий Есипов, исследователь творчества Варлама Шаламова (1907 – 1982), рассказал ученикам Вологодского многопрофильного лицея о жизненном пути писателя и о его литературном наследии. Встреча с вологодским журналистом и культурологом была организована 19 марта областной юношеской библиотекой и приурочена к Всемирному дню поэзии.

Еще в школе учительница литературы Екатерина Куклина сказала юному Варлуше: «Вы будете гордостью России, Шаламов». Ее слова стали пророческими, и Шаламов известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Историю его жизни, около 20 лет которой прошли в лагерях и ссылках, Валерий Есипов иллюстрировал архивными кадрами и записями стихов в исполнении самого писателя.

«Коль скоро у нас День поэзии, нужно начать с того, что Шаламов – не только прозаик, но еще и поэт. Поэт недооцененный и при жизни, и до сих пор. Он и сам говорил, что стихи начал писать раньше, чем прозу. На Колыме и после освобождения он сочинял стихи, они для него были спасением. Он писал, что в лагере защищали именно стихи, которые заключенные бормотали, как молитву. Ведь стихи – это то, что помогает и возвышает, они как лекарство», – отметил исследователь.

«Прозаиком я себя считаю с десяти лет, а поэтом – с сорока», – напишет Шаламов в «Четвертой Вологде». Действительно, свои самые известные поэтические строки он создавал уже после окончания лагерного срока. В 1951-м начинается его переписка с Борисом Пастернаком, который, по словам Валерия Есипова, счел Шаламова почти равным себе «и по стихам, и по жизненной философии». В это же время создаются рассказы, которые потом войдут в цикл «Колымские тетради». В тот момент ни о какой публикации этих произведений в СССР речи быть не могло, но Шаламов работал не ради известности. Считая, что «жертва должна быть настоящей, безымянной», он никогда не спекулировал на лагерной теме. «Большая литература создается без болельщиков. Я пишу не для того, чтобы описанное – не повторилось. Так не бывает, да и опыт наш не нужен никому. Я пишу для того, чтобы люди знали, что пишутся такие рассказы, и сами решились на какой-либо достойный поступок – не в смысле рассказа, а в чем угодно, в каком-то маленьком плюсе», – такова была его философия.

Рассказал Валерий Есипов и о создании автобиографического произведения писателя «Четвертая Вологда». Шаламов покинул родной город, когда уехал поступать в Москву в 1924-м году. После этого он приезжал в Вологду дважды: в 33-м на похороны отца и в 34-м – на похороны матери. В 1968-м году близкий друг писателя Ирина Сиротинская посетила областной центр и поделилась с писателем своими впечатлениями. С этого момента в Шаламове всколыхнулись «какие-то теплые течения где-то глубоко внутри». И вскоре он начал работу над «Четвертой Вологдой».

Одним из близких Шаламову образов стал протопоп Аввакум, которому он посвятил программную поэму «Аввакум в Пустозерске», и ее заключительные строки, по словам Валерия Есипова, можно назвать плодом размышления Шаламова о своей собственной судьбе и предназначении:

… Нет участи слаще,

Желанней конца,

Чем пепел, стучащий

В людские сердца.

Юлия Шутова