В Доме кино Союза кинематографистов России 15 ноября 2014 года с успехом прошел вечер памяти кинорежиссера Юрия Половникова, известного широкому кругу людей – и не только на Вологодчине – под именем Митрич. Вечер был организован Союзом кинематографистов России, Вологодским землячеством в Москве и оргкомитетом Открытого кинофестиваля «Фрески Севера» имени режиссера Юрия Половникова.

Вечер в Доме кино, собравший коллег, друзей, учеников Митрича, известных кинематографистов страны, выпускников ВГИКа, земляков-вологжан прошел в атмосфере необыкновенной теплоты и любви к кинематографу и его творцам. Вспоминали о Юрии Половникове – кинодокументалисте, подвижнике, добром и отзывчивом человеке. Всю свою жизнь он прожил по велению сердца и зову души. «Душа болит» – часто повторял по-шукшински Митрич.

Среди почетных гостей вечера были народный артист России кинорежиссер Виктор Лисакович – педагог Юрия Половникова, близкие друзья Василия Макаровича Шукшина – старейшие кинорежиссеры Ренита и Юрий Григорьевы, также оказавшие большое влияние на становление личности кинорежиссера Половникова.

У профессора ВГИКа Виктора Петровича Лисаковича множество учеников. Но Юрия Половникова он вспоминает с особой теплотой: «Он был работягой. Всегда выделялся своей работоспособностью. Там, где другие успевали сделать одну работу, он успевал в два раза больше. Вспоминаю его картину «Фрески Дионисия». Была организация, созданная на базе министерства культуры: МАСК – международная ассоциация содействия культуре. Николай Николаевич Губенко, будучи председателем МАСКа, позвал меня, достал из стола пачку документов, рассказывающих о бедственном положении фресок Дионисия. И сказал: «Мы найдем деньги, дай ученика». Я, не задумываясь, предложил Юру. И он сделал эту картину. Условия были непростые – была очень холодная зима. Но задача была выполнена. Хорошо выполнена!

Виктор Лисакович поблагодарил кинематографическую чету Григорьевых, не раз поддержавших Юрия советом и помощью: «Спасибо за Юру, за то, что он у вас нашел и дом, и поддержку»…

Вот что вспоминает Ренита Андреевна о своей первой встрече с Юрой: «В 1982 году мы сняли фильм о Василии Макаровиче Шукшине «Праздники детства». И приехали в Вологду на фестиваль с показом этого фильма. Когда заканчивался фестиваль, нас попросили задержаться и приехать в Сокол, в киностудию, которой руководит Половников. Мы приехали. Посмотрели вместе наш фильм. И ребята задавали такие вопросы! Так с ними было интересно. Юра сразу раскрылся. Мы почувствовали его неординарность, творческие устремления, редкие человеческие качества. Он жил только кино!... И мы предложили ему тогда поступать во ВГИК.

… Был такой случай – он получил премию в Париже и попросил нас: «Губернатору Позгалеву позвоните – нужно ехать, а у меня и костюма нет…». Костюм-то купили, а про то, что ботинки «каши просят», он забыл. «Это ничего, – сказал, – я возьму проволоку от яуфа (коробки для кинопленок) и привяжу подошву»… И вышел так на сцену. В газетах тогда написали, какой остроумный русский режиссер – кинематографическими проволочками перевязал себе ботинки…

Дар от Рениты и Юрия Григорьевых – книгу о Шукшине «Дорогая моя, бесценная», посвященную матери Василия Макаровича, принял кинооператор, кинорежиссер и фотохудожник Михаил Макаров – земляк и один из учеников Половникова. Именно Михаил стал одним из инициаторов проведения кинофестиваля «Фрески Севера», который в 2014 году прошел на Вологодчине в 10 раз. К юбилейному кинофестивалю, в год 60-летия Юрия Половникова, при поддержке Вологодского землячества в Москве Михаил Макаров подготовил фотовыставку «Я отсюда родом-племенем», рассказывающую о Митриче и о его работе в кино, работе с детьми в Сокольской киностудии «Романтик».

На встрече в Доме кино Михаил Макаров как раз и вспомнил тот 1982 год, когда супруги Григорьевы приезжали в Вологду на кинофестиваль. Михаил был тогда одним из студийцев, позже он продолжил дело Митрича, на протяжении 10 лет занимаясь с детьми в киностудии «Романтик». «Каждый, кто соприкасался с Юрой, становился иным, неравнодушным, ищущим человеком. Десятки мальчишек прошли в городе Сокол через созданную Митричем детскую киностудию. И очень многие до сих пор не выпускают из рук кинокамеру, с благодарностью вспоминают своего учителя».

«Эту книгу о Василие Макаровиче Шукшине – нашем кумире, кумире Митрича и его учеников – я обязательно передам в сокольский музей, где создаётся экспозиция, посвященная Митричу», – пообещал Михаил.

На вечере была представлена книга очерков и рассказов Юрия Половникова «Дайте обнять время», только что выпущенная издательством «Вологжанин» к его 60-летию. Издание книги этого самобытного режиссера, талантливого педагога и неординарного писателя смогло осуществиться только благодаря активной поддержке земляков Митрича, живущих в Вологде, Соколе и Москве. Сбор средств на издание был объявлен еще во время проведения кинофестиваля, люди откликнулись, и сегодня благодаря дневниковым записям, очеркам и рассказам читатель сможет погрузиться во внутренний мир автора, наполненный не остывающими от времени чувствами и тревожными раздумьями о счастье, горечи и смысле нашей земной жизни.

Собравшиеся на вечере отмечали, что Митричу всегда было свойственно критическое отношение к действительности, потребность найти и утвердить собственный взгляд на жизнь. На его счету десятки документальных лент, показанных по телевидению и участвовавших в престижных кинофестивалях.

Продемонстрированные в тот день фильмы «Костры нашего детства» и «Остров спасения» еще раз напомнили, как важно не просто делать кино, но внимательно относиться к человеку. Его фильмы до сих пор актуальны – воспринимаются как документ времени, как слепок человеческой души. Здесь явственно видна позиция Митрича – человека искреннего, открытого, человека-гражданина, который изначально точно понял свое предназначение в жизни.

Елена Шершень, Москва

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды, Череповца, районов области