12+

К теме свободы и прав женщины обратилась режиссер Лаура Биспури

Со своей дебютной режиссерской работой итальянка Лаура Биспури уже побывала на многих европейских и международных фестивалях; фильм «Обет» (чаще встречается название «Клятвенная девственница») вошел в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля в номинациях «Золотой медведь» и «Лучший дебют». О работе над картиной Лаура рассказала зрителям кинофестиваля VOICES: «Этот фильм готовился в течение четырех лет, но снят был меньше чем за месяц. За ним стоит огромный труд, большая страсть. Это кино не просто история женской судьбы, это фильм-путешествие, глазами главной героини мы путешествуем по двум странам – Италии и Албании, созерцаем эти два совершенно разных мира».

Главная героиня фильма Хана – приемная дочь в албанской семье – принимает решение стать клятвенной девственницей и принять на себя роль мужчины. Такая традиция существует в Албании с 15 века: девушки, принесшие клятву бурнеш (буквально с албанского «он-она»), дают обет целибата, коротко постригают волосы, получают мужское имя, одежду и приобретают все права и социальные привилегии мужчин: наследуют имущество, могут осваивать любые мужские профессии, брать в руки оружие. Как правило, девушки становятся бурнеша по крайней необходимости – из-за нежелания вступать в брак против воли, либо если умирает глава семьи и прокормить ее больше некому. У свободолюбивой Ханы другая история – с детства она искренне не понимает, почему ей «нельзя, нельзя, нельзя» только потому, что она не мальчик. И чтобы отработать свой хлеб в приемной семье Хана становится Марком. Так историей, случившейся в маленькой северной деревне в албанских горах, режиссер поднимает зрителя к очень важным темам – положения женщины в обществе, теме свободы, существующих консервативных традициях.

Фильм снят по роману албанской писательницы Эльвиры Донес, в свое время эмигрировавшей из страны и заочно обвиненной на родине в государственной измене.

Влада Кустова