Третий фильм из цикла «Калейдоскоп росписей Русского Севера», снятый музеем «Семёнково» в рамках проекта «Дорогами грифонов и райских кущ», рассказывает о гаютинской росписи. Она стоит особняком среди вологодских росписей: ее нельзя отнести ни к свободно-кистевым, ни к графическим, потому что манера ее исполнения отличается и от тех, и от других. Рисунок в гаютинской росписи состоит из множества мелких элементов, которые всегда по-разному, как в калейдоскопе, соединяются в замысловатый узор. Ритм росписи задают повторяющиеся раппорты – законченные элементы композиции.

В музейных коллекциях гаютинская роспись присутствует в основном на прялках. Эти прялки с небольшой лопасткой (верхней частью, на которой закреплялась кудель), утонченной длинной ножкой как будто специально приспособлены для украшения мелким дробным узором – не случайно роспись называют «ситцевой». Главный элемент гаютинской росписи – символическое изображение древа, увенчанного цветком или плодом в форме сердечка. Ствол древа украшают листья, которые пишутся «капельками», а корешки уходят в землю. Важным элементом росписи являются точки.

На развитие гаютинской росписи оказал влияние Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором существовал центр по переписи рукописных книг. Росписи были распространены в окружавших его деревнях, многие из которых ушли вместе с монастырем под воды Рыбинского водохранилища. Возможно, книжной рукописной традицией объясняется уникальная особенность гаютинской росписи – в ней часто используются буквы и цифры.

Мастер-класс по гаютинской росписи показывает народный мастер России Ольга Гладышева.


Теги: Семенково, музей, мастер-класс, роспись по дереву
Редакция cultinfo.ru, музей "Семёнково"

Новости по теме