Вологодская театральная публика, жадная до новых впечатлений, до отказа заполнила зал на всех трех гастрольных спектаклях. Младшие школьники весело принимали необычный «Кошкин дом», а взрослые зрители познакомились с интересными сценическими интерпретациями поэмы Твардовского «Василий Тёркин» и рассказов Шукшина, объединенных под общим названием «Чудики». В эти же дни труппа вологодского Театра для детей и молодежи показывала на сцене Воронежского Театра юного зрителя спектакли «Айболит – 2016», «Недоросль» и «Утиную охоту» – премьеру прошлого сезона, вошедшую в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска». Обменные гастроли проходят в рамках федерального проекта «Большие гастроли для маленьких»: по итогам прошедшего в апреле этого форума «Культура – национальный приоритет» Правительством РФ принято решение выделить дополнительные средства на поддержку региональных театров для детей и молодежи, в том числе для реализации гастрольных проектов. Сегодня театрам трудно выехать на гастроли – это очень затратное мероприятие, но опыт показа спектаклей на чужой сцене необходим актерам, а зрители получают возможность расширить свой театральный кругозор. Проекты, направленные на поддержку гастрольной деятельности, позволяют отчасти решить эту проблему.

Воронежский Театр юного зрителя ведет свою историю с 1963 года – в следующем году у театра 55-летний юбилей. Сегодня главным режиссером и художественным руководителем театра является Вадим Кривошеев, его главный принцип – использование для постановки сильного драматургического материала. В первую очередь это классика, а также тексты известных современных авторов, вписывающиеся в концепцию театра юного зрителя.В начале нынешнего сезона театр поставил перед собой задачу привлечения новой аудитории: экспериментальный спектакль «Шикарная свадьба» по пьесе Робина Хоудона – веселая комедия положений – стал новинкой для взрослой аудитории. Но главные зрители Воронежского ТЮЗа, конечно, дети и подростки.

Детям адресован показанный на гастролях в Вологде «Кошкин дом» – очень необычный спектакль с легким «привкусом» эстрадного шоу. По словам завлита театра, актрисы Анны Гребенщиковой, необычен этот спектакль и для самих артистов, но к поиску новой формы подтолкнули обстоятельства театральной жизни Воронежа: «В нашем городе много лет проходит детский театральный фестиваль «Маршак», посвященный знаменитому уроженцу Воронежа – Самуилу Маршаку. Наших зрителей не удивить классической постановкой этой известной сказки-пьесы – они разных «Кошкиных домов» перевидали чуть ли не сотню. Поэтому мы искали такую сценическую форму, которая позволит рассказать старый сюжет по-новому». Это создателям спектакля удалось в полной мере: история гламурной красавицы-кошки разворачивается «в режиме» популярного шоу с харизматичным ведущим, яркими танцевальными номерами и световыми эффектами. Но режиссеру и актерам удалось сохранить главное – литературные достоинства сказки. Текст ее в спектакле звучит дословно, без каких-либо купюр и изменений – за это создателей спектакля благодарил внук Маршака, побывавший на одном из показов. Не потеряна и нравственная ценность этой истории, но как заметилиактеры, рассказывая сказку с моралью, надо рассказывать именно сказку, а мораль дети усвоят сами.

Слаженностью актерского ансамбля порадовал спектакль воронежцев «Василий Тёркин». Постановка сделана очень по-современному, с интересными находками, с необычным для военного спектакля музыкальным оформлением – песнями из репертуара Владимира Высоцкого и Гарика Сукачева. Сам Василий Тёркин в спектакле – как и в поэме Твардовского – это собирательный образ русского солдата: именно поэтому в каждом эпизоде Тёркина играют разные актеры, каждый по-своему подходя к решению образа главного персонажа. Тёркин то пожилой, бывалый солдат, подтрунивающий над молодыми бойцами и повторяющий, что вторую войну на веку воюет; то молодой парень, с сыновней заботой и почтением общающийся с отвоевавшим свое дедом-солдатом. Удачным стало вплетение в нить спектакля женских ролей. Их столько же, сколько мужских: создатели постановки как бы дают понять, что война – дело не только мужское, женщин она касается не в меньшей степени. Женские образы в спектакле – это жены и любимые девушки, являющиеся солдатам во сне; боевые подруги, рука об руку идущие со своими фронтовыми товарищами-мужчинами, медсестры в госпитале и даже своеобразные ангелы смерти с самой Смертью во главе (один из сильнейших эпизодов спектакля). Очень порадовала реакция вологодских школьников, смотревших воронежский спектакль: сочувственное молчание в трагических сценах, дружный смех в комических эпизодах, одобрительный гул и бурные аплодисменты в конце спектакля, закончившегося колоритной сценой в бане – символом восстановленного мира.

Комедия «Чудики» дает зрителю множество поводов и посмеяться, и погрустить, и задуматься. Пьеса, по которой поставлен спектакль, написана по мотивам рассказа Шукшина «Старший брат», но в сюжет вплетены и другие его рассказы. Действие богато событиями и ситуациями, каждого из которых хватило бы на отдельный спектакль. Сын возвращается на родину после долгого отсутствия – и не застает в живых старого отца; преданные друг другу братья невольно становятся соперниками в любви; мать ждет из заключения сына, оступившегося по глупости, но его возращение неожиданно омрачается… С драматическими ситуациями гармонично сочетаются комедийные эпизоды, по-настоящему смешные. Но главное – в этой пестрой мозаике событий и характеров «поймано» то, что составляет суть и ценность деревенской жизни: тесная общность, в которой протекает жизнь деревни. Кульминация действия – сцена шумного и веселого праздника, который подчеркивает эту соборность деревенской жизни, когда всё и все на виду, и люди счастливы в этом единении. Но эта деревня уходит в прошлое – не случайно главный герой, вернувшись из города, всё время удивляется необычной тишине на улицах. Символом поиска утраченной гармонии становится огромное колесо «вечного двигателя», который пытается построить один из «чудиков» – оно останавливается, несмотря на все его старания. И не случайно своеобразным лейтмотивом спектакля становится хрестоматийный отрывок из поэмы Гоголя «Мертвые души»: «Русь, куда же несешься ты? дай ответ! Не дает ответа…».

Эти три спектакля – премьеры 2016 года, адресованные зрителям разных возрастов, поэтому Воронежский ТЮЗ и выбрал их для показа в Вологде. Все они собрали полные залы и нашли отклик у вологодской публики.

Теги: ТЮЗ, гастроли
Светлана Гришина, Елена Легчанова

Новости по теме