«Женщины, девушки – любимая натура любого художника, и я не исключение», – улыбается художник Александр Пестерев. Из авторов трилогии «Она», открывшейся накануне в галерее «Красный мост» он, возможно, представляет связующее, земное начало между фантазийной, полной догадок, домысливания и отдельных проявленных деталей женской вселенной Дениса Трусевича и концептуальной, философски осмысленной (хотя на первый взгляд многим так не кажется), минималистичной серией керамики Ивана Беляева.

Год назад Александр Пестерев намекнул галерее на то, что у него есть цикл работ, которые еще нигде не экспонировались, добавив, что хотел бы показать их в созвучии с произведениями москвича Дениса Трусевича. Последний довольно давно занят именно женской темой и работает в технике цианотипии, сочетая ее с инсталляцией. Серия «Маленькое модное платье – своими руками» обращает внимание на девушку, чей силуэт мы видим будто через тусклое стекло (эффект цианотипии): «Возможно, она пытается создать маленькое модное платье из кальки своими руками. Может, она пытается позировать или прихорашивается перед зеркалом. Или она топ-модель? Мы не очень ясно понимаем ее действия, отчетливо видны лишь тени или фрагменты грациозных или глуповатых движений...» Так ли вообще важно, кто она конкретно? Так ли значимо, умна она или красива, или всё вместе? Вдохновение дает сам эффект присутствия загадочного женского начала, ореола вечной женственности, за которым автор наблюдает украдкой. Цианотипии и скульптуры бумажных платьев создают абсолютную невесомость образа.

А вот на землю возвращают «графические венеры» Александра Пестерева. «Впервые делал настолько фигуративную живопись, – признается авангардист. – В этом проекте начинал я с женщин в возрасте – в силу собственного возраста мне были интересны сложные характеры, усложненные линии тела, а потом вдруг появилось движение в сторону более юных и красивых. Живописные и графические образы строятся на цветовом или тоновом пятне с большой долей обобщения, что помогает проявить энергию и вибрацию, исходящую от них. Она, словно архетипический палеорельеф, выступает из фона, в него погружается, в нем растворяется». Пестеревские «торсы» и «грации» отсылают к античности, несут нотку гедонизма и естественности женского проявления.

Керамист Иван Беляев, чье творчество высоко оценивает Пестерев, свою серию «Сквозь. Мудрость женской природы» создавал специально для выставки. Получившиеся сквозные объекты исследуют формы женской мудрости, неуловимое женское искусство обрамления видимого. «Если утвердиться в идее, что женщина – порождающее начало, то меня интересовала ее способность быть «прозрачной» для ребенка в первую очередь и для любого человека в принципе – не навязывать свою картину мира, а обрамлять имеющееся». Объекты Ивана уводят от визуального восприятия женщины в сторону размышлений о женской мудрости, об извечной Софии.

Получившийся проект представляет собой монолог и одновременно диалог художников о женщине и ее природе. Галерея «Красный мост» приглашает вологжан ответить для себя на вопрос, кто такая «она»...

Теги: Красный мост
Юлия Шутова

Новости по теме