В Доме Корбакова открылась выставка великоустюгского художника Бориса Студенцова «Земля, на которой живу». Она приурочена к 60-летнему юбилею автора, который он отметил в прошлом году.

Член Союза художников России представил более 60 произведений, написанных маслом и акварелью в разные годы. Борис Анатольевич родился и живет в Великом Устюге. Великолепные архитектурные ансамбли старинного русского города, гармонично вписанные в природную среду, набережная с величавой рекой и высоким небом – излюбленные темы творчества Студенцова.

Художник работает в разных жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, портретная и сюжетно-бытовая картина.

Заглавная картина выставки – «Великий Устюг. Лето 1917 года» (2019 – 2020) является прекрасным образцом живописного «ретроспективного» опыта художника, в котором он размышляет над исторической судьбой своего края. «Вспоминая прошлое и опираясь на старые снимки, музейные исследования, исторические документы, загорелся идеей показать, каким был Великий Устюг до революции, в 1917 году. Я создал панораму своего родного города в ретроспективе – на ней изображены храмы и дома, в том числе и те, которых сейчас нет, – рассказал Борис Студенцов. – Сложнее всего было представить открывающийся вид с отдаленной точки – как бы с высоты птичьего полета или колокольни одного из храмов».

Еще один ретроспективный пейзаж посвящен ледоходу – это природное явление устюжане ждут каждый год с некоторыми опасениями. «Я показал ледоход благополучный и торжествующий. Великий Устюг в лучах солнца, чайка летит прямо к свету – ожидается, что все будет хорошо. На картине также изображены не существующие ныне храмы, посвященные Варлааму Хутынскому и Иоанну Богослову, как дань памяти этим утраченным святыням».

Среди произведений Бориса Студенцова совсем немного «пасмурных» работ, в большинстве своём они наполнены светом. Не только солнечным. Свет души художника и бесконечная любовь к родному городу и его жителям – в каждой картине. Он отмечает, что использует разные световые эффекты, к примеру, мотив луча света – такое явление можно наблюдать в природе, когда сквозь облака и тучи просвечивает солнце. Также в картинах встречается мотив блуждающих теней – когда участки ландшафта частично освещены или, наоборот, затемнены.

«Очень люблю бывать в старинных русских городах. В том числе и в Вологде. А также в Пскове, Новгороде, Костроме, Ростове, Суздале. Южных пейзажей у меня нет, только северные – простые и привычные, душевные и милые сердцу. Неоднократно был в селе Ферапонтово в Кирилловском районе, вдохновлялся архитектурой и фресками. Об этом месте я создал целый цикл работ».

Цветочные букеты пышные садовые пионы и гладиолусы, нежные полевые ромашки и васильки привлекают мастера своей очаровательной недолговечностью и возможностью запечатлеть миг их наивысшей их красоты. В своей работе «Роман о розе» художник, наблюдая за жизненным циклом прекрасных цветов, размышляет над философскими вопросами, связанными с цветением и увяданием, целью и смыслом.

Портреты интересны художнику возможностью создания лирического образа через помещение личности в определенную историческую и бытовую ситуацию, через костюм и окружающие человека значимые предметы и интерьеры. 

Помимо занятий собственным творчеством Борис Студенцов более 30 лет передает свой опыт и учит живописи юных устюжан в детской художественной школе. Полюбоваться северными пейзажами художника и познакомиться с его взглядом на старинный русский город Великий Устюг вологжане смогут до 14 марта в Доме Корбакова (ул. Октябрьская, 13).

Теги: Борис Студенцов
Кристина Страмова

Новости по теме