Крупный план

Светлана Блинова: «Привлекательность музыки Гаврилина – в яркой образности и живом мелодизме»

Светлана Гришина

Светлана БлиноваНынешний год – год 75-летия композитора Валерия Гаврилина. Этой дате посвящен  VI Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль. Наш собеседник – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов факультета иностранных языков, культуры и искусств Вологодского государственного университета, член Союза композиторов России Светлана Блинова.

Светлана Владимировна, вы автор статьи «Валерий Гаврилин и Вологда», опубликованной в книге «Музыкальная культура Вологодского края» в 2013 году. Расскажите, чем была Вологда для Гаврилина, и кем стал Гаврилин для Вологды.

На первый вопрос лучше всего ответил сам Валерий Александрович, вот его слова: «Вологда для меня – это то место, где я впервые познакомился с жизнью во всех ее проявлениях. Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае». Одна из основных тем творчества Гаврилина – тема женской судьбы, в которую вторглась война, также была вынесена им из вологодского детства. И, конечно же, для любого композитора очень важны чисто звуковые и музыкальные впечатления, впитанные с младенческих лет. Для Гаврилина это были плачи-причитания вдов, их горькие, безутешные песни... С тех пор, по его собственным словам, музыка для него оказалась навсегда связанной с болью. Другой – светлой и радостной – стороной окружавшей его звуковой среды была музыка деревенского быта – посиделок, гуляний, свадеб. Наигрыши на гармошке и балалайке потом воспроизводились во многих его сочинениях.

Вологда всегда оставалась для него особым городом, местом, куда он возвращался с неизменным удовольствием, получая здесь новый импульс для творчества. В одном из своих писем композитор как-то заметил: «Вологда – моя родина, и для Вологды я считаю себя обязанным делать всё, что могу, через все "не могу"». По воспоминаниям вдовы композитора, создавая музыку к спектаклям Вологодского драматического театра, он даже отказывался от гонораров. А из воспоминаний журналиста Натальи Серовой я узнала, что Валерий Александрович мечтал иметь в Вологде деревянный домик или отдельную квартиру, где он мог бы спокойно сочинять. Эта его мечта, к сожалению, не сбылась. Приезжая из Ленинграда в Вологду, Гаврилин обычно останавливался у своей первой учительницы музыки Татьяны Дмитриевны Томашевской.

Валерий ГаврилинИз всех композиторов – уроженцев Вологды Гаврилин – самый знаменитый. Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки и Государственной премии СССР, I премии Всесоюзного песенного конкурса, премии Ленинского комсомола, обладатель «Золотого приза» X Всесоюзного телевизионного фестиваля, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР – никто из музыкантов, родившихся или живших в Вологде, не удостоился такого признания. Но своего рода музыкальным символом Вологды Гаврилин стал только после смерти. Конечно, начиная с 1970-х годов, в Вологде проходили его авторские концерты. Но сравнить ту известность с его современной славой нельзя – при жизни все было намного скромнее. Традиция праздновать здесь его «круглые даты» в то время еще не сложилась, например, 50-летний и 55-летний юбилеи музыканта в Вологде не отмечались. И все это вполне соответствовало характеру композитора, который всегда отличался скромностью, не любил давать интервью и не принадлежал к числу авторов, которые активно продвигают свою музыку  на концертную эстраду.

Получается, что Вологда до 1999 года – года кончины Гаврилина – не ассоциировалась с его именем. Но за последние полтора десятилетия вологжане привыкли к тому, что имя Гаврилина и его музыка стали неотъемлемой и весьма характерной частью музыкальной культуры Вологодчины. Теперь у нас есть и Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль, и Губернаторский международный юношеский конкурс имени Гаврилина, его имя присвоено Вологодской областной филармонии, Вологодской школе-интернату № 1. Залы Гаврилина открыты в филиале Вологодского музея-заповедника – музее «Литература. Искусство. Век XX», в Вологодской ДМШ № 1 и Вологодском районном краеведческом музее в селе Кубенское. 

Какое место, на ваш взгляд, занимает творчество Валерия Гаврилина в  музыкальном искусстве России?

Это очень сложный вопрос – исчерпывающим ответом на него была бы разве что докторская диссертация!  Если же ответить вкратце, то нужно отметить, что в 60-70-е годы Гаврилин был причислен к представителям «новой фольклорной волны», начало которой было положено «Курскими песням» Георгия Свиридова – «родственной души» и друга Валерия Александровича. Часто его творчество сравнивают с «деревенской прозой» – произведениями Астафьева, Белова, Распутина, Шукшина.

IV Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (2006). Концерт Государственного академического камерного хора под управлением Владимира МининаДля Гаврилина характерны театральность мышления, склонность к программности, к смешению жанров, образов и стилей – сочетанию высокого и низкого, академического и эстрадного, трагического и банального. Свежесть его музыкального языка во многом связана с опорой на широкие пласты фольклора, в том числе, его «низкие» жанры,  использовать которые долгое время считалось зазорным, –  частушку, «страдания», жестокий и мещанский романс.

В музыкальной жизни страны его творчество заняло несколько противоречивое положение. С одной стороны, на долю Валерия Александровича выпало очень раннее признание: членом Союза композиторов он стал в 26 лет, лауреатом Государственной премии – в 28, потом было еще множество премий, позднее – звание народного артиста РСФСР. Он адресовал свое творчество широкому кругу публики и действительно был известен. В некрологе его назвали «последним классическим русским композитором». С другой стороны, некоторые музыканты-профессионалы и особенно композиторы относились к нему как к композитору-традиционалисту, архаисту.

Вероятно, адекватно оценить творчество Гаврилина в контексте русской культуры XX века можно будет лишь с определенной исторической дистанции. Хочется согласиться с мнением известного вологодского музыковеда Мориса Бонфельда: «Нужно время, чтобы усмотреть ту специфическую новизну его музыки, которая великолепно уживается с архаикой, благодаря чему создаются уникальные по своей глубине и пронзительности художественные образы».

Насколько музыка Гаврилина известна за рубежом?

V Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (2008). Концерт фортепианного дуэта Норы Новик и Рафика Хараджаняна «Riga Piano Duo» Отдельные произведения Гаврилина не раз получали признание за рубежом. Лучше и точнее на этот вопрос, вероятно, ответила бы Наталия Евгеньевна Гаврилина, а я назову лишь несколько фактов. В 1968 году Гаврилин получил диплом за участие в Международном фестивале молодых композиторов в Венгрии, в 1969-м «Русская тетрадь» была исполнена в Париже, в 1977-м вокальный цикл «Вечерок» звучал в нескольких городах Германии – Берлине, Лейпциге и Цвиккау. В 1978 году Зара Долуханова исполняла в Вологде «Вечерок», и это исполнение было стодвадцатым  по счету в ее карьере; до Вологды она спела этот вокальный цикл в ГДР, Югославии и даже на Кубе! В 1982 году телеверсия балета «Анюта» была награждена в Праге премией Интервидения в категории музыкальных программ. В 1986 году этот балет был поставлен в Неаполе, в театре Сан-Карло и был назван спектаклем года в Италии, а спустя два года состоялась его постановка в Париже, в театре Шатле. Еще через год в столице Франции был поставлен еще один балет Гаврилина – «Подпоручик Ромашов».

Если говорить о фортепианной музыке, то первые исполнители «Зарисовок» Гаврилина Нора Новик и Рафик Хараджанян играли это сочинение по всему миру – в Европе, Америке, Японии, Китае. Хараджанян в своих воспоминаниях писал, что за этим сборником «гоняются» и в США, и в Израиле, и в Норвегии, и в Финляндии. А вот сравнительно недавний пример: в 2011 году «Вечерняя музыка» из симфонии-действа «Перезвоны» исполнялась в Кёльнской филармонии (Германия) хором Академии хорового искусства им. Попова.

V Губернаторский международный юношеский конкурс им. Валерия Гаврилина (2013)В XXI веке популярность музыки Гаврилина выросла благодаря Губернаторскому международному юношескому конкурсу имени Гаврилина, который раз в три года проходит на базе Вологодского музыкального колледжа. Состоялось уже пять конкурсов – и каждый раз его музыку играют все новые молодые музыканты, в том числе и зарубежные. Например, в V конкурсе в 2013 году принимали участие юные исполнители из девяти зарубежных стран.

В чем привлекательность музыки Гаврилина? Прежде всего, в ее яркой образности и сочном, живом мелодизме. Его музыка рождена не усилием интеллекта, а как бы всем организмом, не «сконструирована», а пережита. В ней нет ничего надуманного, чисто рационального, нет никакой претензии на «новаторство». Наверное, поэтому многим она действительно оказывается близкой.

С 1999 года на Вологодской земле проходит Гаврилинский фестиваль. В чем его особенность? Расскажите об истории и сегодняшнем дне фестиваля.

Радостным событием осени 1999 года должен был стать фестиваль, посвященный 60-летию композитора. Но, увы, до юбилея он не дожил, а фестиваль приобрел мемориальный характер. Директор филармонии Валерий Гончаров в предисловии к книге Владимира Аринина «По солнечному лучу» писал о Гаврилинском фестивале 1999 года: «Первый фестиваль был необычным по атмосфере: сильным было чувство утраты, мы ощущали вину перед Валерием Александровичем, что не организовали этот фестиваль раньше». Фестиваль стал для вологодской публики настоящим потрясением: до этого Гаврилин на таком уровне и в таком масштабе никогда не звучал, и многие говорили, что не представляли всей глубины и красоты гаврилинской музыки, которая открылась в те дни. Гаврилинский фестиваль стал первым «именным» и постоянным фестивалем Вологодской филармонии, проходящим с определенной периодичностью. В течение ряда лет в области действовала программа «Мероприятия по сохранению наследия и увековечению памяти В.А. Гаврилина», что позволяло реализовывать этот проект на достаточно высоком уровне.

IV Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (2006). Концерт-открытие. Мужской хор Вологодской филармонии под управлением Альберта МишинаВсе прошедшие Гаврилинские фестивали были разными. Художественным руководителем первых трех фестивалей был заместитель директора Вологодской филармонии Виктор Шевцов. Первые два фестиваля были посвящены сочинениям Гаврилина, а начиная с третьего, стилистический диапазон программ существенно расширился. Вечера музыки Гаврилина стали чередоваться с обычными гастрольными концертами, и Гаврилинский фестиваль перестал быть фестивалем только Гаврилина. Филармония постоянно ищет новые подходы к формированию программы фестиваля. Например, на концерте-открытии четвертого фестиваля, руководителем которого был художественный руководитель Вологодской филармонии Геннадий Соболев, музыка Гаврилина была погружена в ауру духовно родственных ему сочинений, в том числе написанных «по мотивам Гаврилина».  

Много новшеств и неожиданностей принес пятый фестиваль, которым руководил главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. В его программу были включены четыре воскресных концерта колокольной музыки на колокольне Софийского собора. Специально по заказу фестиваля известным московским композитором Александром Чайковским была написана увертюра «Вологодские кружева». Ее премьера состоялась на концерте-закрытии, а партитура была передана в вологодский Музей кружева.

Но, тем не менее, гаврилинская линия от фестиваля к фестивалю постепенно шла на убыль. Сейчас фестиваль возобновляется после шестилетнего перерыва – и скоро мы увидим, каким он будет.

Какие события фестивалей вам особенно запомнились?

- III Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (2004). Концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Владимира ФедосееваГлавное, что дают столь масштабные фестивали, – это возможность приглашения крупных коллективов – хоров и оркестров. За 15 лет существования фестиваля в Вологде и Череповце побывали Санкт-Петербургская государственная академическая капелла, Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Ф. Светланова, Академический камерный оркестр «Musica viva», Московский камерный хор, Государственная академическая симфоническая капелла. Много раз исполнялось на фестивалях самое масштабное и философски значительное сочинение композитора – симфония-действо «Перезвоны». Оригинальную театрализованную версию «Вечерка» представил вологодский Детский музыкальный театр. У нас выступили многие превосходные солисты – например, в 1999 году, вокально-симфоническую поэму «Военные письма» пели Эдуард Хиль и Таисия Калинченко. Сильнейшее впечатление произвел концерт Владимира Ромашина, дружившего с композитором и в течение 40 лет исполнявшего его вокальные произведения. Лично для меня подлинным откровением стали концерты пианистов Николая Луганского и Сергея Тарасова. Кстати, Луганскому буквально за час до концерта дали пьесу Гаврилина «Воспоминания о вальсе» – он выучил ее наизусть и сыграл на бис.

Когда в 2004 году фестиваль приобрел международный статус, в нем стали участвовать зарубежные музыканты. У нас побывали японец Садакацу Цчида, эстонец Танел Йоаметс, Луис де Моура Кастро из Бразилии, фортепианный дуэт Норы Новик и Рафика Хараджаняна «Riga Piano Duo», португальский скрипач Педро Мейрелеш. Важнейшими моментами фестиваля были премьеры: балет «Анюта» с участием Владимира Васильева и исполнение струнных квартетов Гаврилина на втором фестивале, первое в России исполнение музыки к фильму «Провинциальный бенефис» – на третьем.

С точки зрения музыковеда, какое значение имеет Гаврилинский фестиваль для Вологодской области? Какой потенциал заложен в этом масштабном музыкальном проекте?

V Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (2008). Концерт-закрытие. Премьера симфонической увертюры «Вологодские кружева» А. Чайковского. Ярославский академический Губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова, оъединенный хор Вологодской областиВ течение нескольких лет Гаврилинский фестиваль был самым масштабным музыкальным фестивалем в регионе, позволившим услышать много хорошей музыки – как Гаврилина, так и других композиторов. Его просветительский потенциал огромен. На мой взгляд, сотрудники Вологодской филармонии очень хорошо работают с публикой – им удается привлечь в концертные залы самые разные слои слушателей. Кроме того, фестиваль всегда проводился не только в Вологде: программа обязательно включала несколько концертов в Череповце и в районах области – туда, как правило, ездили местные исполнители.

В рамках Гаврилинских фестивалей не раз проводились научные конференции, на которых творчество композитора становилось и предметом теоретического осмысления. В этом году я и мои коллеги примем участие в конференции «Валерий Гаврилин и новый век».

Ко всему сказанному стоит добавить, что сейчас Гаврилина много играют и вне филармонии – в детских музыкальных школах, в музыкальном колледже, у нас на музыкальном отделении университета. В Соколе и Кадникове проходит областной конкурс юных пианистов «Перезвоны судьбы», в селе Кубенском на базе Вологодского районного краеведческого музея – фестиваль «Детские перезвоны». Информация о Гаврилине настолько востребована, что к 75-летию композитора областная юношеская библиотека им. Тендрякова издает обширный методический сборник под названием «Перезвоны». В него вошли научные статьи о композиторе и сценарии тематических вечеров, лекций-концертов, экскурсий, которые проводились в Вологодской филармонии, в музеях и библиотеках города и области. В Санкт-Петербурге издается полное собрание сочинений Гаврилина в 20 томах – из них 13 уже вышли в свет, и это делает нотные тексты всех произведений Гаврилина более доступными для тех, кто желает включить его музыку в свой репертуар.