Моя профессия

Стихия музыки Александра Лоскутова

Ирина Сорокина

В его руках то смычок, то дирижерская палочка, и вся его жизнь связана с удивительной стихией музыки. Она его очаровала, увлекла и даже привела в Вологду, где сегодня имя этого человека на афише – настоящий праздник. Александр Лоскутов – и этим все сказано! О себе, об оркестре, о музыке и о многом другом маэстро рассказывает читателям нашего журнала.

Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья…
Владимир Лазарев

Александр Лоскутов. Фото Вологодской филармонииМоя любовь к музыке проявилась еще в детстве. Я родился в Челябинске в семье учителей. С первых дней жизни меня окружала музыка, и ни один праздник не проходил без домашнего концерта – у нас было принято петь. Наверное, лучше всех это делала бабушка. Деда своего я не знал, но родители говорили, что он обладал очень хорошим басом. Этот вокальный талант он передал по наследству маминому брату, дяде Лёне: у него был сильный и благородный тенор.

Мама любила петь, танцевать, увлекало ее и драматическое искусство: вместе с отцом они часто играли в любительских спектаклях. Папа в армии научился играть на баяне, довольно хорошо освоив этот инструмент. Когда мы подросли, тоже стали участниками домашних концертов. Все четверо мальчишек по родительскому завету получили музыкальное образование. Виктор и Анатолий после музыкальной школы и Челябинского училища окончили Ленинградскую консерваторию, Владимир – Институт искусств в родном городе, а я – Петрозаводскую консерваторию, где в то время уже преподавал мой старший брат. Все мы освоили разные инструменты: рояль, скрипку, домру и баян.

Мне досталась скрипка. В детстве выбирать не приходится – обычно родители это делают за детей, приводя их в музыкальную школу. Так же произошло и у меня. Я мечтал учиться играть на фортепиано, но все места в этом классе были уже заняты. И родители сказали: «Саша, будешь учиться на скрипке!» Я долго сопротивлялся, но в итоге меня уговорили попробовать. С той поры со скрипкой не расстаюсь, хотя довольно долгое время я не мог отдать этому инструменту всю свою любовь – мне очень нравилось заниматься на фортепиано. То, что мое призвание – именно скрипка, я понял намного позже. А тогда мы часто музицировали с братьями дома, играя в четыре руки переложения симфоний Моцарта, Бетховена, пьесы Чайковского и многое другое. Выступления на домашних концертах стали отчетами о нашей работе, о наших музыкальных достижениях. В семье всегда была эстетическая атмосфера: помимо концертов, устраивали шахматные и шашечные турниры с призами, ходили в театр, читали книги. Мы с братьями катались на лыжах и коньках, занимались хоккеем. Я до сих пор люблю и лыжи, и настольный теннис, и плавание… После окончания школы я выбрал музыкальное училище. Там уже хорошо зарекомендовали себя мои братья. Вот так и сложилось, что я пошел по этому пути.

Сердце русского народа
Бьется, Вологда, в тебе
 В. Кузнецов

Камерный оркестр под управлением Александра Лоскутова. Фото Вологодской филармонииВ консерватории я влюбился, а на третьем курсе мы поженились, и сразу же моя супруга повезла меня знакомиться с ее малой родиной – Вологдой. После этого путешествия я понял, что это мой город: он очень «правильный», по-настоящему русский, православный. Правильный во всех отношениях – и в плане архитектуры, и в плане человечности. Он достаточно консервативный, чтобы жить в нем долго, и в тоже время достаточно эстетичен – дает массу поводов для вдохновения. Я решил, что нужно обосноваться именно в Вологде. Направления после консерватории мне давали в другие города, поэтому сюда я приехал не на готовое место, которое меня ожидало, а для поиска. Правда, за год до этого, еще будучи студентом, я устроился в Вологодскую областную филармонию солистом музыкального лектория. Но потом, объездив практически всю область, понял, что это весьма несладкая жизнь: холодные залы домов культуры, поездки на грузовиках, неприспособленные гостинцы... Я стал преподавателем музыкальной школы, хотя с филармонией не расставался – периодически играл в абонементах, в квартете, после консерватории выступал солистом.

Но и сейчас, когда оркестр играет
Свою неимоверную игру,
Как нож с березы, он с людей сдирает
Рассудочности твердую кору.
Е. Винокуров

Ансамблевое музицирование при удивительном многообразии музыки дает каждому исполнителю возможность внутреннего обогащения. Ты все время находишься в общении с другими музыкантами: где-то ты им подскажешь, где-то они тебе, в итоге создается что-то совместное, и это всегда здорово. Как сказал Экзюпери, самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. И такое коллективное музицирование для музыкантов тоже своего рода роскошь.

Александр Лоскутов и музыканты оркестра. Фото Вологодской филармонииС детства я играю в оркестрах, и конечно, в какой-то момент мне захотелось создать свой коллектив. Сначала у меня был студенческий оркестр, затем коллектив при Доме учителя, и только потом городской. Запомнился первый концерт в выставочном зале картинной галереи, где наша музыка звучала на фоне работ вологодских художников. В течение 6 лет мы были городским оркестром при детской филармонии, а потом уже перебрались в областную. Количество программ, которые мы играли в первые годы работы, по нынешним временам просто феноменально. И мы делали все это с огромным энтузиазмом и желанием, репетиции шли с семи до десяти вечера, а иногда заканчивались и позднее. Для нас это было и упоение музыкой, и в то же время отличная школа – ведь мы играли произведения самых разных стилистических направлений, жанров, авторов.

Подобрать музыкантов в оркестр было довольно непросто. В Вологде тогда существовал дефицит на них, особенно на струнников. Пережили мы и трудные времена, когда оркестр сложно было даже назвать оркестром, пусть и камерным – из-за нехватки музыкантов он походил больше на ансамбль. Юноши и девушки, оканчивающие музыкальное училище, чаще всего стремились в другие города – здесь им не хватало профессиональной музыкальной атмосферы, и перед публикой выступали в основном самодеятельные коллективы. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону – появились профессиональные ансамбли, оркестры, и это привлекает молодых профессиональных музыкантов в наш город.

В следующем году оркестр будет отмечать юбилей – 25 лет. В нашей команде и сегодня остались те, кто стоял у его истоков. В первую очередь это Людмила Белозёрова – именно она изначально поддержала все мои усилия по созданию оркестра. Потом присоединились наши сегодняшние мастера – Олег Наумов, Любовь Юдина, Татьяна Наумова. В оркестре работали многие известные вологодские музыканты – Виктор Шевцов (скрипка), Татьяна Смекалова (скрипка), Николай Барашков (контрабас), Валерий Писанко (фортепиано, клавесин), Леонид Шумилов (первый концертмейстер оркестра), моя супруга Галина Лоскутова (фортепиано, клавесин). Кто-то из них уже ушел из жизни, но мы со светлой памятью о них продолжаем их дело.

Камерный оркестр под управлением Александра Лоскутова. Фото Вологодской филармонииСегодня у нас есть своя публика, каждый раз мы стараемся предлагать ей что-то новое, интересное. При выборе произведений я ориентируюсь на свой вкус: в первую очередь музыка должна нравиться мне, тогда я смогу убедить своих коллег, что это стоит сыграть. Если они с энтузиазмом и увлеченностью берутся за дело, то зритель это обязательно увидит и оценит это. Музыка становится интересной благодаря выразительности, которая зависит от артиста, и именно исполнение покоряет слушателя. Естественно, приходится учитывать возможности нашего камерного оркестра. Так, например, симфонические программы мы играем меньше: нет нужных музыкантов-духовиков, поэтому замены указанных в партитуре инструментов другими практикуются, но всё же не дают полного звукового эффекта задуманного композитором. Исполнять произведение должны те инструменты, что определены композитором – только тогда содержание и выразительность будут едины. Но зато мы много внимания уделяем камерной музыке. За эти годы подготовили более 300 программ, а количество сыгранных произведений превысило тысячу. Мы не стоим на месте, всегда движемся вперед. В наших программах звучит и старинная музыка, и классическая, произведения композиторов второй половины ХХ века и современных авторов. Одна из главных наших задач – эстетическая пропаганда: ведь так много музыки, которая в Вологде пока еще не звучала…

 Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней
Е. Винокуров

Я пробовал себя в разных ипостасях: скрипач, дирижер, педагог, общественный деятель. В каждой из них я нахожу что-то для себя.

Сегодня я больше ощущаю себя дирижером и скрипачом. В последние два-три года снова стал активно заниматься скрипкой и довольно много играю.

На концерте в Вологодском музыкальном колледжеДирижер всегда на виду, но в чем состоит суть этой профессии, объяснить довольно непросто. Думаю, дирижеру прежде всего важно быть просто музыкантом, но при этом уметь в нужный момент сказать нужное слово, направить, показать во время исполнения, какой игры и выразительности ты ждешь. Дирижера нужно в себе воспитать, ведь он обязан быть не только сведущим, но преданным музыке человеком. Степень его увлеченности должна быть выше, чем у оркестрантов, – лишь тогда он может «зажечь» коллег. И внутренняя проработка музыкального материала должна быть очень высокой. Только тогда я могу позволить себе что-то требовать от музыкантов.

Педагогическую деятельность я еще не совсем оставил: у меня сегодня есть два студента в университете. Хотя, по сравнению с 1990-ми годами, это очень мало. Но тогда в какой-то момент я увидел, что многие родители отдают детей на специальности, связанные с прагматической ориентацией: экономика, право. Ремесло музыканта – совсем не простое. 20 лет нужно только учиться, а потом продолжать заниматься на протяжении всей жизни. Но принято стало считать, что юрист, экономист, программист – это профессии, а музыкант – нет, потому что занятия музыкой начали воспринимать только как развлечение. И я понял: раз родители так настроены, значит, это не мое время. Даже если дети увлекаются музыкой, но дома у них нет соответствующей атмосферы и это считается чем-то второстепенным, то ребята какое-то время походят на занятия – и бросят. Ведь в первую очередь семья формирует интересы ребенка. По этой причине я и отошел от преподавания, правда, сейчас даже соскучился по нему. Педагог – это большая ответственность, и я должен быть им и для музыкантов оркестра, и в какой-то степени для самого себя.

Считаю, что люди должны жить общественной жизнью, помогая другим. Такая позиция подвигла меня попробовать себя в роли депутата городского совета. Просто накопилось много проблем, в том числе и в школе, которой я работал (например, мы нуждались в новых инструментах, ремонте здания), и захотелось помочь их решить. В городском совете я курировал не только музыкальные учреждения, но и занимался другими вопросами на том участке, от которого был избран. Приходилось помогать организовывать ремонты жилых домов. Совет помогал Вологодской картинной галерее, благодаря нашим усилиям открыта детская школа искусств в Лосте, переведен из Заречья в центр Городской Дворец культуры, в городе появился духовой оркестр. Многое из того, что мы тогда сделали, и сейчас приносит свою пользу. Сегодня мне кажется более продуктивным сделать что-то нужное для своего коллектива. Очень хочется расширить состав оркестра: к нам на работу просятся новые музыканты, перспективные и хорошо обученные.

Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи…
М. Цветаева

Очень важно, чтобы культура шла в неразрывной связи с образованием. Сегодня, к сожалению, у нас нет систематичного эстетического образования, и мы практически потеряли аудиторию средних и старших школьников. А ведь ребенок должен получать свою порцию искусства и красоты с самого рождения и в течение всего курса обучения в школе! Поэтому важно иметь в образовательном процессе качественные эстетические программы, в том числе включающие в себя и филармоническую просветительскую работу. Знакомство с классической музыкой должно быть обязательным для каждого ребенка, и делать это нужно, объединив усилия образовательных и культурных учреждений. Тогда и музыканты будут работать целенаправленно, воспитывая свою публику с малых лет, и школа поднимет культурную образовательную планку.

Камерный оркестр на музыкальном занятии в детском садуХороший вкус воспитывается на настоящем искусстве. Досуг человека не должен быть связан только с магазинами, ресторанами и кафе. Его важно наполнить литературой, живописью, театром, музыкой… Это задача родителей и школы в первую очередь. Так формируются интересы человека: либо он выбирает то, что вызывает один лишь гогот, либо учится видеть, насколько действительно красив наш мир, а значит, учится беречь и созидать.

Камерный оркестр часто выступает перед юной публикой. И для нас это своего рода экзамен, ведь дети-зрители – как лакмусовая бумажка. Если им что-то не нравится, они будут выражать это в бурной форме или, наоборот, никак на тебя не отреагируют, даже заснут. А если ты сделал свое дело хорошо, искреннее, с любовью, то они примут это сразу же. Поэтому мы стараемся завладеть их вниманием на весь концерт. У ребенка цельное восприятие мира как сказки: дайте ему начало, кульминацию и конец, а его воображение дорисует все остальное, и он сам сделает нужные выводы. В случае с музыкой он должен почувствовать, что это настоящее красивое произведение создано талантливым композитором, потому что он обладал глубокой внутренней культурой. И если ребенку преподнести это должным образом, он замечательно воспримет. Мне очень интересно работать с детьми, я испробовал самые разные формы. Это были и музыкальные сказки, и музыкально-литературные программы, и интерактивные концерты. Останавливаться не хочется – сейчас мы готовим для ребят новую программу, которую они увидят в январе 2015 года.

И над струнами скрипки вставали рассветы,
 И мелодиям скрипки внимали века
У. Кумисбаев

В новом филармоническом сезоне мы представим программу «Камерный оркестр и его друзья», она будет посвящена 25-летию оркестра. Думаю, нашим поклонникам и просто любителям музыки это будет интересно. Я сторонник синтетического искусства, люблю литературу и театр, поэтому довольно часто возникают совместные проекты. Одно время мы работали с Вологодским драматическим театром – участвовали в спектаклях «Вишневый сад», «Русский водевиль». С актрисой Ириной Джапаковой в спектакле Камерного театра «Была не была»Очень интересно взаимодействие музыки с живописью: пять лет мы проводили концерты в Вологодской картинной галерее. Вместе с ее директором Владимиром Воропановым мы воплотили в жизнь проект «От барокко до модерна», который я до сих пор вспоминаю с радостным трепетом. Последние годы много работаем с хореографом Борисом Чирьевым, провели вместе с ним уже 17 балов, делали программу для школьников «Ритмы планеты». В 2012 – 2014 годах я, пианистка Ирина Богомолова и виолончелист Олег Наумов стали участниками программ и спектаклей вологодского Камерного театра: «Не Москва ль за нами?» (к 200-летию Бородинской битвы), «Красота в изгнании» (на стихи русских поэтов ХХ века), «Была не была!» (о жизни и творчестве Аллы Баяновой).

В филармонии всегда был популярен литературный абонемент, и мы хотим продолжать эту традицию – сделать несколько музыкально-литературных программ. Сегодня это направление очень востребовано, да и мне самому всегда интересно работать в таком жанре. В 2015 году мы подготовим программы с нашими вологодскими вокалистами: ожидается творческий вечер к юбилею Татьяны Скрипниковой, идет работа над новой программой Ларисы Пилинской. Молодые музыканты оркестра тоже будут готовить новые сольные и ансамблевые программы. Ведем переговоры о совместном музыкальном проекте с коллективом «Терем-квартет», который уже не раз выступал в Вологде, солистами из Москвы, Санкт-Петербурга, Италии. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне будем готовить новую программу на военную тему. Это очень важно: во-первых, это идет от души, так как события того времени коснулись каждого в нашей стране, а во-вторых, с темой войны связан целый пласт такой замечательной музыки, которая просто должна быть в нашем репертуаре.