Дело мастера боится

Очарованная берестой

Светлана Гришина

Наталия Кашина. Фото из личного архиваТрадиционные промыслы Вологодского края – неисчерпаемая тема. Сегодня мы беседуем с Наталией Кашиной, мастером берестоплетения. Многие наши читатели наверняка видели ее изделия на ярмарках и выставках, возможно, кто-то участвовал в ее мастер-классах. В трудовой биографии Наталии Кашиной – звание мастера народных художественных промыслов Вологодской области, победа в конкурсах «Золотая береста», «Вологодский сувенир», «Сохраним родное» и «Педагог года», более 20 лет преподавания берестоплетения в клубе «Мечта» и десятки благодарных воспитанников.

Наталия Викторовна, что вас привлекает в берестоплетении?

Я бывший воспитанник клуба «Мечта», в котором сама работаю уже больше 20 лет: преподаю плетение из бересты и макраме. Сколько себя помню, всегда увлекалась каким-нибудь видом рукоделия: и вязанием, и кружевоплетением, и даже резьбой по дереву. К 19 годам добралась и до бересты. Постепенно, по мере погружения в это ремесло меня стала интересовать его история, бытование на территории Вологодского края, практическая и эстетическая сторона берестяных изделий. Крестьянскую избу XIX века невозможно представить без плетеной посуды – туесов, солониц, лукошек, корзин, зобенек (небольших корзинок – прим. автора), коробов, пестерей. Каждая вещь имела свое назначение, которое определяло и размер, и форму, и наличие Берестяные солоники, мочесник для хранения веретён, ложкарницадекоративных элементов. Вот, например, лукошко, сосуд с квадратным дном и расширяющимися кверху стенками. В Грязовецком районе в небольшое лукошко собирали яйца, а в Междуреченском с лукошком чуть побольше ходили в лес за ягодами. Если лукошко предназначалось для сыпучих продуктов, то оно закрывалось надевающейся сверху крышкой. Любые продукты в берестяной посуде хранились долго: молоко в туесе могло стоять на холоде несколько дней, яйца в лукошке не портились месяцами, рыба в пестере-рыбнике оставалась свежей даже в теплое время. Лапти – прекрасный образец практичной и физиологичной обуви. Хоть носились они недолго (от трех до пяти дней), но стоили дешево (3 копейки в сравнении с сапогами за несколько рублей), а ноге в них было комфортно в любую погоду.

Чтобы сплести из бересты то, что будет не просто красиво, а послужит в быту, нужно знать все тонкости технологии. Как вы их изучаете?

Берестяной крупеник с внутренним бортомМатериал приходится собирать по крупицам. Нет таких изданий, в которых было бы собрано всё. Встречаются лишь описания отдельных предметов, при этом даже простейшие изделия не описываются технологически. Мало информации о том, как использовались те или иные предметы, о том, какие народные приметы с ними были связаны. Поэтому основной источник сведений – не столько книги, сколько музейные фонды. В музеях области специально изучаю «ассортимент» представленных там берестяных изделий – интересные с точки зрения формы или технологии экземпляры попадаются везде. Многие мои вещи изготовлены по образцу музейных экспонатов. Зачастую понять, как сделана простая с виду вещь, очень нелегко. Взять хотя бы изделия со вставленным в верхний край ивовым прутом – лукошко, корзинку или хозяйственный таз. Они использовались во многих районах области, есть в фондах Лукошко с ивовым прутом в горловине. Автор – Екатерина Рахлей, 10 летВологодского музея-заповедника, но технология их изготовления была утрачена. И так получилось, что именно мне удалось восстановить ее в 2008 году. Плести так пробовали многие мастера, но как только доходили до верха изделия, лычки (полоски бересты) начинали загибаться, и по верху получался ряд отверстий, которые невозможно затянуть. Никто не мог понять, почему. И смотрите, стенки расширяются кверху, а ведь ширина лычек остается неизменной! Оказывается, верхний край изделия распаривался в кипятке и только потом затягивался. Важно также правильно рассчитать длину прута для верха изделия – это четыре стороны дна плюс еще одна сторона. Взять больше – не затянем верх, взять меньше – не будет эффекта расширения.

В постижении тонкостей ремесла огромную роль играет общение с другими мастерами. В Вологодской области существует клуб «Очарованные берестой», в него входят педагоги и мастера, которые проводят семинары и мастер-классы. Делимся опытом и на ярмарках, и на встречах в центре ремесел «Резной палисад». Надо сказать, что музейные фонды мы не только используем, но и пополняем. Мои изделия хранятся в фондах Вологодского и Великоустюгского музеев-заповедников, в Областном научно-методическом центре культуры, в «Резном палисаде», несколько изделий планирую передать в Дом Корбакова.

То, что сегодня мастера продают на ярмарках, – это чисто сувенирная продукция? Или берестяные изделия находят применение в быту современного человека?

Берестяные шаркункиКонечно, находят, и таких изделий, как ни странно, больше, чем просто сувениров. Зачастую обыкновенные предметы крестьянского быта помогают создать этностиль в интерьере – сейчас это довольно популярно. Кроме того, изделия из бересты, как теперь модно говорить, экологичны. Погремушку-шаркунок ребенок может уронить на пол и тут же снова взять в рот – береста, содержащая природный антисептик бетулин, сама себя обеззараживает. Этим же объясняется и способность берестяной посуды предохранять продукты от порчи.

Многих сегодня интересуют лапти – не как сувенир, а именно как обувь, домашняя или дачная. Современные мастера плетут лапти самые разные, ведь и в прежние времена в каждой местности бытовала своя форма лаптей, а разнообразие материалов, из которых они плелись, огромно. Это липовое лыко, вереск, ракита, мочало. Лапти из дубового лыка назывались дубачи, а самыми нарядными считались вязовые лапти: после плетения их окунали в кипяток, и они приобретали розовый оттенок. В лаптях-мокроступах можно было преодолеть любое болото. Ношение их имело закаливающий эффект: для этого в лаптях делали своеобразные стельки из свежих листьев одуванчика, мать-и-мачехи, ольхи, фиалки, подорожника. Носили лапти и зимой поверх онучей, утепляя их конским волосом или кожаной подошвой. По дому Берестяные сапоги, короб и налопаточникхозяйки хлопотали в ступнях – это более глубокая обувь, не требующая обор (подвязок). А вот интересная форма – берестяные сапоги: их надевали в лес, чтобы защититься от укусов змей. Упрощенный современный «заменитель» лаптей – берестяные стельки.

Очень востребована такая традиционная форма, как короб – сейчас она в слегка модифицированном виде выполняет роль хлебницы или объемной емкости для хранения других продуктов. В наших хлебницах использована очень сложная технология – внутренний борт, на который плотно надевается откидная или съемная крышка. По такому же принципу делается небольшой крупеник, и в крупе, которая в нем хранится, никогда не заведется жучок.

Рассматривая некоторые берестяные изделия, невозможно не задаться вопросом, почему они выглядят именно так. Но в крестьянском быту не было ничего случайного. Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, формах.

Берестяной пестерь и хозяйственный тазВ экспозиции Грязовецкого музея мое внимание привлек предмет, назначения которого сотрудники не знали: по форме похож на ложкарницу, но по размеру гораздо больше. А это мочесник – в нем хранили веретёна. Часто встречаются солоники интересной формы – бутылеобразные, с герметичной крышкой. Солоники высотой от 12 до 20 см – походные: их брали на покос или в лес. А те, в которых соль хранилась дома, достигали полуметра. Крошечная корзинка, которая выглядит игрушечной, на самом деле вполне серьезный предмет быта: это набирка, она вмещает один стакан ягод. Есть и набирушка – та уже чуть побольше. Из такой маленькой корзинки пересыпали ягоды в большую емкость – корзину или пестерь. А вот очень неожиданная форма – плетеный таз: он использовался для переноски и хранения чего-либо, а также в бане.

Сегодня наш быт совершенно другой. С корзинкой в лесу себя еще можно представить, но многие другие формы, наверное, уже не находят применения?

Современные формы изделий из берестыДа, старинные предметы в наше время являются хранителями традиции, но зачастую не востребованы в быту. А для того чтобы промысел жил, нужна актуализация, преобразование традиционных форм в более современные. Поэтому хочется постоянно искать, узнавать и пробовать что-то новое, сохраняя при этом и самобытность, и технологию. Вот, например, налопаточник – футляр для лопатки, которой косарь точил косу. Сейчас в своем прямом назначении он используется очень редко. Но эта форма подходит для изготовления футляров под мобильник и очешников. Есть сведения, что в древности были распространены сделанные таким же способом берестяные колчаны. Хочу изучить этот вопрос, и возможно, появятся идеи, как применить в современном быту крупный вариант этой формы.

В «репертуаре» любого мастера-берестянщика есть и полностью современные предметы, не имеющие аналогов в традиции, – разнообразные конфетницы, сухарницы, сувениры. На занятиях с детьми часто придумываем новые формы, порой очень неожиданные.

Как строится процесс обучения берестоплетению?

На занятии по берестоплетению в клубе «Мечта». Фото из личного архиваВ клубе «Мечта» у меня пять групп по берестоплетению, в каждой от 10 до 12 человек. Занимаются дети от 7 до 14 лет, но основная масса – ученики начальных классов, в средней школе у детей становится меньше времени на дополнительные занятия. И если раньше клуб посещали организованные группы (учителя приводили продленку или целые классы), то сегодня у нас только свободное посещение, то есть занимаются те, кому это действительно нравится. Программа рассчитана на три года обучения, а мотивировать ребенка так долго заниматься одним видом прикладного творчества очень непросто. Но есть ребята, занимающиеся четвертый и пятый год – это самые стойкие, которым хочется осваивать технологию дальше. Для таких воспитанников разработан дополнительный тематический план, предполагающий изучение новых форм изделий, а также заочное знакомство с работой других мастеров.

Футляр под мобильный телефон. Береста, тиснениеПервый год обучения – это в основном работа с заменителем бересты, бумвинилом. Только что пришедшему семилетнему ребенку нельзя сразу подать бересту. Ведь прежде чем сплести что-то, бересту нужно обработать – почистить и нарезать, а для этого нужно освоить ленторез. Дальше они учатся расслаивать бересту – для каждого изделия необходима своя толщина. И чтобы ребенок «не угас» на подготовительных этапах работы и параллельно с подготовкой бересты изучал основные виды плетения, и берется бумвинил. На втором году обучения всё повторяется на бересте, и формы изделий постепенно усложняются. Процесс изготовления вещи может растянуться на месяц или два, так что за год они успевают немного. Но зато получаются качественные, добротные изделия.

Если брать традиционные предметы, то в первую очередь дети выполняют берестяной шаркунок (погремушку). Раньше бытовали шаркунки на деревянной ручке, выполнявшиеся из цельного куска бересты, делал его хозяин дома. Внутри 9 сухих горошин – это магическое число, а еще в старину считалось, что звук сухой горошины оберегает детей от нечистой силы. Сейчас используются в основном плетеные шаркунки – это моя авторская разработка. Она более безопасная, так как не имеет жестких краев и мелких деталей, которые ребенок может откусить. По мере совершенствования навыка предлагаю все более сложные по форме и крупные вещи. Чтобы сделать процесс обучения наглядным, у нас разработаны технологические карты по каждому виду изделий, отражающие все этапы его изготовления.

Необработанная берестаКак происходит заготовка бересты? Кто этим занимается?

Сами не заготавливаем – заказываем и покупаем. Собирать бересту нужно в определенное время, в определенных условиях, на вырубке леса. Чтобы снять большой и ровный кусок бересты с бревна, нужно не только умение, но и физическая сила. Разделка бересты – тоже тяжелый труд, после которого руки болят, и воспитанникам младшего возраста это не под силу. Привлекать ребят к процессу обработки бересты я начинаю со второго года обучения. Из одного куска бересты целиковых ровных полосок получается немного, но мы используем и короткие полоски, и обрезки, выбрасываем только выступы-сучки. Короткие полоски идут на плетение второго слоя изделия, а обрезки – на изготовление мелких сувениров с тиснением или на аппликацию из бересты.

Вы говорили о новых формах, которые придумываете специально для изготовления на занятиях…

«Танк-победитель». Автор – Александр Проворов, 11 лет. Фото предоставлено Н.В. КашинойА вот пример – сувенирные коньки. Эту модель я разработала к Олимпиаде в Сочи. Дети заинтересовались и плетут в подарок знакомым, кто занимается этим спортом. В изготовлении берестяных кепок использованы сразу две техники: плетение и тиснение. Эти изделия очень понравились музыкантам вологодского рок-клуба, нашим бывшим воспитанникам. В прошлом году в Вологду приезжали разные рок-группы, и наши рокеры попросили сделать для них такие именные кепки в подарок. К 70-летию Победы мальчик, воспитанник четвертого года обучения, плетет танк, запланирован у него и самолет.

Мелкие обрезки бересты идут на закладки, футляры для проездных, зеркалец, обложки для записных книжек, игольницы, рамки для фотографий, подставки под горячее. В аппликации из бересты используем кусочки бересты разных оттенков, детали дети вырезают по шаблонам, заготовленным мастером, а потом создают из них свои композиции.

Мастер-класс по берестоплетению на празднике, посвященном Дню знаний. Фото из личного архиваКого больше среди ваших воспитанников – мальчиков или девочек?

Мальчиков больше, но не намного, а занимаются все с одинаковым старанием и энтузиазмом. Хотя исторически берестоплетение – мужское ремесло, и это не случайно: ведь мастер должен был не только уметь плести, но и самостоятельно заготавливать материал.

А в плане трудоемкости чего требуется больше – ловкости или силы?

Наверное, больше всего – терпения, усидчивости и выдержки. Протащить лычку сквозь плетение очень трудно, бывает, приходится использовать пассатижи. И усилие здесь надо рассчитать, иначе лычка порвется. Существует специальный инструмент для облегчения этого процесса – кочедык: им можно слегка расширить квадратик плетения диагонально, чтобы лычка прошла, а бересту в процессе работы нужно смазывать растительным маслом.

Как вообще удается заинтересовать нынешних детей старинным ремеслом?

Надо сказать, что традиционные формы дети осваивают очень увлеченно. Обучение берестоплетению не ограничивается освоением технических навыков – мы изучаем традицию в широком смысле слова, говорим об обычаях, обрядах, приметах, о бытовом укладе русского крестьянина, о том, что вся его жизнь была тесно связана с природой и трудом на земле. Когда навык приобретен и «рука набита», хочется пробовать и придумывать новое, особенное, свое – в этом желании детей всегда поддерживаю. Мною собран богатый материал оМастер-класс для родителей воспитанников. Фото из личного архива современных мастерах, подготовлены презентации. Бывая на ярмарках, я всегда обращаю внимание на интересные работы своих коллег и потом показываю детям то, что делают другие. Мы участвуем в выставках народных промыслов, чтобы ребята видели все их многообразие, а не только бересту. Родителей воспитанников приглашаем на открытые занятия и на мастер-классы, чтобы посвятить их в процесс изготовления берестяных вещей, чтобы они почувствовали, насколько это трудоемко, и ценили труд своего ребенка. С воспитанниками встречаемся не только на занятиях – проводим КВНы, совместные праздники, спортивные мероприятия, ходим в музеи. Ведь мы учим не только ремеслу – учим дружить, общаться и видеть красоту окружающего мира.