Крупный план

Алексей Новосёлов: «Музей создан не только для того, чтобы рассказывать о том, что он хранит»

Из почти девятисотлетней истории Тотьмы последние сто лет приходятся на время существования здесь музея. За эти годы из небольшой экспозиции, собранной руками энтузиастов, он вырос до одного из крупнейших на Северо-Западе России муниципальных музейных комплексов. История его не менее богата, чем история самой Тотьмы – богата и на события, и на личности. О том, куда движется ТМО, перешагнув столетний рубеж, рассказывает его директор Алексей Новосёлов.

Алексей Новосёлов. Фото из личного архиваАлексей Михайлович, в 2015 году Тотемскому музейному объединению исполнилось 100 лет. С чего начинался музей, и как он живет сегодня? С чем пришел к столь значимой юбилейной дате?

Как и во многих других малых городах, музей начинался с деятельности подвижников, энтузиастов краеведения. Сто лет назад, 14 мая 1915 года, в нашем городе открылось Тотемское отделение Вологодского общества изучения Северного края (ВОИСК). У истоков этого отделения стояли образованные люди, интеллигенция тогдашнего уездного города: Дмитрий Григоров – статский советник, кандидат богословия, член-сотрудник Императорского Русского археологического общества, преподаватель Тотемского духовного училища; Иван Богданов – начальник судоходного участка г. Тотьмы;  Николай Ильинский – преподаватель Тотемской учительской семинарии, член Петроградского Русского географического общества. Эти же люди в ноябре 1915 года, в сложное военное время, сумели организовать на восьми квадратных метрах в здании земской библиотеки первый тотемский музей.

Тотемский краеведческий музей в здании бывшего духовного училищаСпустя сто лет эти восемь квадратных метров превратились в одно из крупнейших музейных объединений Северо-Запада, в которое ныне входит шесть музеев в Тотьме и один – в Тотемском районе. Во всём этом большая заслуга многих руководителей и сотрудников музея, но с наибольшим вниманием стоит отнестись к двум фамилиям. Николай Александрович Черницын перевез музей в здание бывшего духовного училища, где «головной» музей ТМО находится и поныне, при нем было снаряжено великое множество экспедиций в уезд, материалы которых составили «золотой фонд» музея, при нем было начато строительство двухэтажной пристройки для фондохранилища. Юлья Павловна Ерыкалова возглавляла музей 29 лет, при ней он стал музейным объединением и получил в пользование еще восемь зданий на территории Тотьмы и Тотемского района.

Собственно, наша задача сейчас – не растерять то, что досталось нам в наследство, и по возможности усилить ту составляющую жизни музея, что связана с разработкой новых событийных мероприятий, программ и экскурсий. В первую очередь тех, которые связаны с использованием интерактивных методов, соучастия, театрализации. И, конечно же, улучшать материально-техническую базу, вплотную заняться вопросом критического состояния музейных фондохранилищ.

Вы много делаете для продвижения туризма в Тотьме. На базе музейного объединения проводились научно-практические конференции, круглые столы. Можно ли уже сейчас говорить о результатах этой работы?

Участники Всероссийской конференции «Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки» на экскурсии по Тотьме. Фото группы vk.com/totma35В музейное дело, можно сказать, я пришел из сферы туризма – моя дипломная работа была посвящена туризму в малых городах Вологодчины, я пробовал себя, работая в туристических агентствах. Вечный конфликт турфирм и музейщиков – это своеобразная «незаживающая рана»; всем известно, что у них разные цели и задачи. Подобное противостояние имело место и в Тотьме, а на уровне малого города конфликты между людьми, которые по умолчанию должны быть в одной команде, – полная нелепость.

Я рад, что за полтора года моей работы мы смогли общими усилиями разрешить эту проблему. Функции разных учреждений четко разграничены, определены сферы взаимного сотрудничества. С января 2015 года ТМО предоставляет партнерские преференции МУП «Туризм и народные промыслы», снижая более чем на 15 % цены на экскурсионные услуги музеев для тех туристов, что заказывают экскурсии через тотемское предприятие, а не через вологодских посредников и не напрямую в музее.Участники Всероссийской конференции «Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки» на мастер-классе в музее. Фото группы vk.com/totma35

Примерами конструктивного взаимодействия с МУП «Туризм и народные промыслы» и отделом туризма администрации района можно считать совместную организацию «Сухонской регаты», «Широкой Масленицы в Школе путешественников» и Всероссийской четырехдневной конференции «Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки». В последней приняло участие более 70 человек из разных уголков России, от Смоленской области до Красноярского края – это несомненный успех. Каждый в нашей музейно-туристической команде находился на своем месте и отвечал за свой участок работы: музей не пытался заниматься размещением и организацией питания туристов, турфирмы не пытались проводить экскурсии.

Стенд, посвященный Спасо-Суморину монастырю. Фото из личного архиваЕще один пример исключительно конструктивного сотрудничества музея со сферой туризма – проект «Кольцо исторической памяти», реализованный на средства гранта Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика». К началу 2014 года в Тотьме были выявлены нерешенные проблемы: в сфере туризма – недостаток туристической навигациии, малое количество информационных стендов с картами города и другой интересующей туриста информацией; в сфере музейного дела – исключенность из городской среды утраченных архитектурных объектов. Объединить усилия по решению этих задач удалось через создание туристского маршрута «Кольцо исторической памяти». На улицах города появились стенды: на лицевой стороне – информация об утраченных памятниках города на двух языках с фотографиями и QR-кодом, на оборотной – схема города, информация о музеях, пунктах питания, гостиницах. В реализации проекта нам очень помогли сотрудники вологодского научно-издательского центра «Древности Севера». Тотьму украсили 16 стендов и 33 информационные таблички со старинными названиями улиц и памятников архитектуры. Особенно радует тот факт, что проект создавала команда молодежи – всем нам, авторам «Кольца…», от 23 до 29 лет.

Фотоколлаж проекта «Кольцо исторической памяти». Автор - Александра ГроссКлючевой для успеха проекта стала идея публикации на стенде не только старинной фотографии места, но и фотоколлажа, на котором был бы представлен памятник прошлого среди современной застройки города. Автор  коллажей – фотохудожник, сотрудник Тотемского музейного объединения Александра Гросс. Чтобы добиться впечатления достоверности, ей приходилось искать наиболее соответствующие старинным фотоснимкам точки Тотьмы: стучаться в жилые дома, делать фото из окон чужих квартир и с балконов, из зарослей крапивы и бурьяна. Эта кропотливая работа имела не только просветительское, но и научное значение: в частности, было выявлено точное место, на котором находился храм Иоанна Богослова на Ковде, полностью уничтоженный в 30-е годы. Результатом, помимо фотоколлажей на стендах, стало также открытие на базе ТМО персональной выставки Александры Гросс «Взгляд сквозь время», которое подвело черту под реализацией проекта.

Кого больше среди посетителей тотемских музеев – туристов или горожан?

Панорама Тотьмы. Фото Алексея Михеева-ГрунинаЕстественно, туристы – это одна из важных целевых аудиторий музея, и с каждым годом их всё больше, особенно туристов-индивидуалов, путешествующих на личном транспорте и заезжающих в город попутно. Транзитное положение города очень тому способствует; в пути на восток Вологодчины, в Великий Устюг, миновать Тотьму сложно. Довольно много транзитных путешественников, едущих из Петербурга на Урал, в Сибирь и наоборот.

В прошлом году мы специально для туристов-индивидуалов изменили положение прейскуранта, по которому ранее экскурсия для группы менее 5 человек стоила 500 рублей, отчего, конечно, экскурсионное обслуживание заказывали редко. С 2014 года введена дифференцированная оплата в 50-100 рублей с человека в зависимости от музея, и благодаря этому количество экскурсий резко увеличилось.

«Ночь в музее». 2015 год. Фото vk.com/totma_versiyaНо, несмотря на это, основной целевой аудиторией музея являются тотьмичи. В этой связи имела место любопытная ситуация. Не секрет, что все горожане прочно усвоили, что Тотьма – «город музеев», но во что-то большее, нежели просто красивый лозунг, эти слова не превращались. Многие люди посещали музеи только тогда, когда к ним приезжали родственники из других городов. Поэтому главной задачей ТМО в 2014 году стало активное включение музеев в городскую жизнь, своеобразный «выход из сумрака». Конечно, мы рисковали. Многие мероприятия в стенах наших музеев проводились впервые, и нередко мы слышали конструктивную критику, пожелания, замечания, к которым старались прислушиваться. Но путем проб и ошибок мы «нащупали» свой путь. Такие мероприятия, как «Ночь в музее», «Ночь искусств», «День Русской Америки», новогодняя ярмарка с этого года прочно вошли в событийный календарь музея, и традиция их проведения, безусловно, будет продолжена. Радует, что значительное количество новых людей стало приходить на открытия выставок, музейные встречи, акции. Это значит, что посещать музеи у многих постепенно входит в привычку.

Вид на зимнюю Тотьму с колокольни Успенской церквиВ прошлом году интенсивно работал открытый в мае на базе бывшего «открытого хранения тканей» музейно-выставочный центр «На Большой Садовой». Несмотря на то, что для расширения его экспозиции пока недостает средств, мы стараемся компенсировать недостаток экспонатов частой сменой выставок, мероприятиями, в том числе такими необычными, как фотоквест «уЛица», «Новогодняя ночь на Большой Садовой».  Помимо того, в прошедшем году впервые для посетителей был открыт собор Вознесения Спасо-Суморина монастыря с уникальными росписями Платона Тюрина. Мы не боялись также экспериментировать со временем работы колоколен: дважды открывали их по вечерам, чтобы горожане могли полюбоваться закатом и огнями вечерней Тотьмы, а также не стали полностью закрывать колокольню храма Успения в зимний период. Теперь в дни оттепели, когда нет обледенения ступенек, все желающие могут увидеть сверху зимние панорамы.

Кого бы вы, как музейщик, назвали в ряду тотьмичей, прославивших город и вошедших в историю России? Как сегодняшние жители города и гости знакомятся с их делами и судьбами в экспозициях и программах музеев?

Памятник поэту Николаю Рубцову в Тотьме - одно из любимых мест для туристов. Фото Антона Иванова-ЭсадоваПри всем уважении к именам тотемских мореходов, лично для меня фигура №1, связанная с Тотьмой, – это Николай Рубцов. То, как занимаются проблемами изучения жизни и творчества Рубцова тотемские музейщики, во многом влияет на общий контекст рубцововедения в России. В Тотемском районе находится единственный в стране мемориальный дом-музей поэта, в этом музее хранится наибольшее количество подлинных экспонатов, связанных с биографией и творчеством Николая Михайловича. Потому для нас очень важно участвовать во всех рубцовских конференциях, рассказывать о нашей работе. В этом плане нам повезло, поскольку на сельской территории, столь удаленной от Тотьмы, работает целая команда подвижников – энтузиастов рубцововедения. Это заведующая музеем Галина Мартюкова, находящая всё новые и новые факты о различных периодах жизни Рубцова. Это директор местной школы Юлия Шадрина – режиссер театрализованных постановок в музее Рубцова с участием ребят из Никольской школы. Это директор центра общественного просветительства «Бирюзовый дом» Марина Кошелева, в сотрудничестве с которой рождается ряд интересных проектов по развитию села.

День Русской Америки в Музее Ивана Кускова. Фото vk.com/totma_versiyaВторая по значимости фигура после Рубцова – это Иван Кусков. Мемориальный дом-музей морехода, основателя крепости Форт Росс, сейчас готовится к реэкспозиции, посвященной в том числе и 250-летию нашего выдающегося земляка, отмечаемого в этом году. Уже в третий раз 26 июля мы будем праздновать «День Русской Америки» на площадке около дома-музея И.А.Кускова. Это теплый, «семейный» праздник с разнообразными викторинами и акциями для детей и взрослых, с участием актеров народного театра. Основная цель праздника – доходчиво и на понятном языке рассказать о сложной истории Русско-Американской компании, о том, для чего был нужен Форт Росс, чем занимались русские люди в Калифорнии. Музей Кускова всегда привлекает гостей из-за океана: в 2012 году приезжали представители индейского племени Кашайя Помо, в 2014 – племени Прибрежных Мивок. Для День Русской Америки в Музее Ивана Кускова. Фото vk.com/totma_versiyaиндейцев Иван Кусков – национальный герой, ведь он укрывал их в стенах крепости от воинственно настроенных испанцев и благодаря тому сохранил эти малочисленные племена западного побережья. У международного сотрудничества по данному направлению и у «Дня Русской Америки» как событийного мероприятия широкие перспективы.

В этом году мы отмечаем юбилей тотемского художника, ученика Ильи Репина Феодосия Вахрушова, также стоявшего у истоков создания музея в Тотьме. На средства, заработанные на «Ночи в музее», обновим мемориальную доску на его доме. Думаем и об увековечивании имени Станислава Зайцева – человека, который спас исторический центр Тотьмы от уничтожения в советские годы.

Каким, по вашему мнению, должен быть музей в глубинке, чтобы его деятельность привлекала широкое внимание как горожан, так и туристов?

Фрагмент «живых картин» на городском празднике. Фото группы vk.com/totma35По-моему, основной рецепт успеха – сотрудничество. Грамотно налаженное сотрудничество с туристическими фирмами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, образования и молодежной политики города всегда поможет организовать запоминающееся мероприятие, реализовать проект, выиграть грант. В прошлом году мы очень плодотворно работали, например, с молодежным центром «Тотьма» и входящим в его состав Тотемским народным театром.

О Тотемском народном театре хочется рассказать подробнее. Это удивительные люди, которые практически «без отрыва от производства», то есть от основной работы, не имея должного финансового стимулирования, выходят на сцену и «зажигают» своим«Ночь в музее». 2014 год. Фото vk.com/totma_versiya артистизмом местную публику. Театр под руководством педагога-балетмейстера Светланы Самодуровой и врача-хирурга Тагира Саберова – настоящее явление в жизни города; не случайно «Утиная охота» Тотемского народного в 2013-м завоевала первое место на областном фестивале любительских театральных коллективов.

Актеры-любители, среди которых множество представителей местной молодежи, постоянно помогают музею в организации событийных мероприятий. В 2014 году в 14 залах краеведческого музея был поставлен спектакль «Путешествие в прошлое с крестьянином Замараевым», в 2015-м труппа театра пошла дальше и организовала феерическое зрелище в рамках праздника «Ночь в музее» – спектакль «Ночь в музее». 2015 год. Фото vk.com/totma_versiya«Сто лет за одну ночь», в рамках которого удивительно живо и интересно были представлены все заметные вехи в столетней истории Тотемского музейного объединения. Помимо того, актеры Тотемского народного участвуют в «Дне Русской Америки», привлекаются к проведению театрализованных экскурсий и отдельных тематических мероприятий.

Кроме Тотемского народного театра, плодотворное сотрудничество происходит с Тотемской детской музыкальной школой, Петровской художественной школой, библиотечной системой, «Школой путешественников Фёдора Конюхова», городским центром культуры. Радует, что многие наши инициативы находят отклик у коллег.

Как, на ваш взгляд, грамотный пиар и реклама способствует развитию музея? Далеко не все музеи в малых городах успешно работают в этом направлении.

День Русской Америки в Музее Ивана Кускова. Фото vk.com/totma_versiyaНа самом деле я не очень люблю говорить об этой стороне музейного дела, но, к сожалению или к счастью, реалии нашей жизни таковы, что если ты не рассказываешь о том, что ты делаешь, тебя могут просто не заметить. Потому взаимодействие со СМИ – важная часть работы музея, которой я стараюсь по мере сил и возможностей заниматься лично. У нас есть информативная страница ВКонтакте с более чем четырьмя тысячами подписчиков vk.com/totma35, работает сайт tourizm-totma.ru/museum.

Радует наше сотрудничество с газетой «Тотемские вести», представители которой есть практически на каждом нашем мероприятии, с информационным порталом «Тотьма Версия», который фиксирует все события в музеях города на фото и видео. Всегда рады сотрудничать с порталом cultinfo.ru «Культура в Вологодской области», порталом «Северинфо», туристско-информационным порталом vologdatourinfo.ru, газетами «Московский комсомолец» и «Премьер», с ГТРК «Вологда», радио «Трансмит». Со многими СМИ налажен конструктивный диалог, и наши новости мы никому не навязываем: кому интересно, те опубликуют. А нам, в свою очередь, приятно обращение областных и федеральных СМИ к сюжетам об истории и культуре нашего города.

Чем работа на посту директора ТМО обогатила вас в профессиональном и личностном плане? Какие выводы из своего опыта вы можете сделать уже сегодня?

Участники Всероссийской конференции «Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки» на экскурсии по Тотьме. Фото группы vk.com/totma35В недавнем спектакле народного театра «Сто лет за одну ночь» один из авторов сценария Тагир Саберов охарактеризовал меня как «настоящего возмутителя спокойствия». Под спокойствием имелись в виду тишина музейных залов и тихое плавание музея по течению. В этом плане характеристика для меня лестная: всегда считал и буду считать, что если музей создан лишь для того, чтобы хранить и скучно рассказывать о том, что хранит, – ему лучше сразу самоликвидироваться как учреждению. Ибо в таком случае музей нужен только очень узкому кругу людей. А мы обязаны расширять нашу аудиторию, притом к нам должны идти не потому, что где-то в школе или колледже всех согнали и повели, а потому, что людям самим интересно то, что происходит в музее.

Наверное, не удивлю никого, если скажу, что в 22 года возглавить столь значимое учреждение культуры – это определенный стресс. И, разумеется, не всё складывалось и складывается идеально. Замечательно, что в музейном объединении уже был создан коллектив, который способен воплощать в жизнь интересные идеи, который является одним из самых сильных коллективов в тотемской сфере культуры, который может сделать многое. Главной задачей было направить усилия коллектива на реализацию важных, приоритетных задач: усиление научной работы, участие в конференциях, организацию новых мероприятий на основе музейных коллекций, разработку новых интерактивных программ.

«Ночь в музее». 2015 год. Фото vk.com/totma_versiyaСпокойно отношусь к тому, что не все инициативы удается быстро реализовывать, потому придерживаюсь концепции «step by step» – шаг за шагом. Наверное, минувший год в плане знаний и опыта дал мне больше, чем какой бы то ни было в жизни. Теперь важно эти знания суметь применить так, чтобы они пошли на пользу нашим музеям и нашему району.

Что есть музейное объединение для Тотьмы?

Я бы сказал так: музейное объединение сейчас – это один из ключевых центров притяжения для творческой аудитории города, место, где всегда происходит что-нибудь интересное, необычное, новое и потому привлекательное как для жителей, так и для туристов. А нынешнее поколение краеведов-музейщиков делает всё возможное для того, чтобы не только сохранить и приумножить фондовое богатство Тотьмы, но и ознакомить с ним как можно большее количество людей, пробудить интерес к краеведению новыми, ранее не использовавшимися, способами.