Творческая инициатива

Елена Лубенцова: «Росписи Вологодского края сродни характеру наших жителей: основательные, спокойные, глубокие»

Юлия Шутова

Елена ЛубенцоваНаучный сотрудник художественного отдела Вологодского государственного музея-заповедника Елена Лубенцова придумала увлекательный и полезный способ познакомить ребят с бытовой и художественной культурой Русского Севера – вместе с художницей Верой Добрынинской она создала детскую книгу-раскраску «Росписи Вологодского края».

Как возникла идея создания раскраски, посвященной вологодским росписям?

Я начала работать в художественном отделе Вологодского музея с 2001 года, сразу же после окончания педагогического университета. Изначально я занималась изучением древнерусской живописи – меня интересовала иконопись. И, конечно, параллельно рос интерес к народному искусству: я побывала в этнографической поездке с коллегами, стала читать литературу по теме...

Очень скоро я увидела, что основные посетители музея – это дети, ребята из школ и детских садов, для которых мы часто проводим экскурсии и занятия на площадке экспозиции «Народное искусство Русского Севера». Книга-раскраска «Росписи Вологодского края»И мне захотелось создать для них что-то полезное, познавательное. Идея книжки-раскраски возникла у меня во время отпуска по уходу за ребёнком, и когда я в 2009 году вернулась в музей, то сразу начала работать над изданием. Я понимала, как много могу рассказать ребенку о нашем деревенском укладе, о традициях и, наконец, о росписях, опираясь на музейную экспозицию.

Книга-раскраска «Росписи Вологодского края» – это способ познать историю и культуру своих предков, это своеобразный путеводитель по экспозиции художественного отдела, кроме того, она содержит обучающие и развивающие игровые задания. Книга носит общеобразовательный характер, и в предисловии даются советы родителям и педагогам, как можно с ней работать. Если мама или педагог в детском саду будут заниматься с ребенком по книжке, то они смогут сформировать у него первоначальные математические представления, повысить его речевую активность, развить воображение. Раскраска подойдет ребятам из детских садов и ученикам начальной школы.

Как построена книжка-раскраска? С кем вы сотрудничали при подготовке издания?

Я хотела, чтобы раскраска была формата А4 – это удобно для детей. Чтобы ребенок сразу же погружался в музейную атмосферу, книжка начинается с изображения музея-заповедника, которое тоже можно раскрасить. Санки хорошо знакомы современным ребятам. У крестьянских детей они были расписные, в раскраске показаны масленичныеЗатем идет изображение музейной кассы, и, наконец, показана экспозиция в миниатюре. Бумага в книжке плотная, поэтому можно работать и карандашом, и пастелью, и краской. Все задания, которые есть в раскраске, я сначала делала вместе с дочкой. По каждой картинке можно провести целый урок: ребенок послушает, посмотрит и потом еще раскрасит, соберет пазл или найдет карточку с изучаемым словом.

Сотрудничала я с преподавателем студии «Вологодские росписи» Верой Добрынинской. Она рисует как раз в той манере, которая мне очень нравится: свои работы она называет «малеванки», они немного напоминают лубочную картинку. Кроме того, долгие годы она работала в школе и знает, как сделать рисунок удобным для ребенка. Я объяснила ей свою идею, мы прошлись по экспозиции и выбрали те предметы из дерева и образцы ткачества, которые уже редко встречаются в современном быту, но еще знакомы нашим детям. Сначала были сделаны черно-белые рисунки, а потом художница работала с цветом – преподавая в студии, она очень хорошо чувствует необходимую палитру. Вологодские росписи – не яркие, не кричащие, имеют очень спокойный и глубокий колорит. И люди у нас такие же – основательные, спокойные, глубокие. Попадая в серверную избу, вы видите сдержанные, приглушенные тона. И в раскраске цветовые изображения приближены к действительности и выполнены в свободно-кистевой росписи. Она очень мягкая – это, знаете, такой свободный полет мазка…

ПрялкаУ каждого изображения есть небольшая поясняющая надпись. Разумеется, тексты очень короткие, сжатые, чтобы внимание ребенка не ослабло. Но есть две развернутые познавательные странички, посвященные дереву и ткачеству. В них использованы фрагменты из сказки Аксакова «Аленький цветочек» и «Сказки о Царе Салтане» Пушкина. На страничке с аленьким цветочком есть фрагмент росписи на грязовецкой прялке с его изображением. Потом можно прийти с ребенком в экспозицию и найти этот аленький цветочек… На прялках чаще всего писали розы и тюльпаны – цветок был символом райской жизни. Первую прялочку дочке делал отец – уже с 4-5 лет девочка пряла, подражая матери. А самую красивую прялку дарил жених – она часто была украшена цветами и сулила невесте райскую жизнь с будущим мужем…

Вообще работа над книгой шла достаточно легко, и методический совет музея единогласно одобрил готовое издание. Однако денег на типографские расходы не было, и книжка три года пролежала в столе. И вот в прошлом году я случайно встретилась со своей однокурсницей – писательницей Наталей Мелехиной – и рассказала ей о раскраске. Ей очень понравилась идея, и с ее помощью мы нашли средства на издание – их выделил благотворительный фонд депутата Госдумы Вячеслава Позгалёва.

На обложке книги красуется лев. Как он оказался в вологодских краях?

Лев – это защитник, символ мужества, оберег в крестьянском доме. Его изображение часто украшало стены домов, дверцы шкафов, сундуки. Многие детки, видя его в росписи, говорят сначала, что это собачка, никто ведь из авторов росписей не знал, как лев выглядит на самом деле, поэтому его рисовали похожим на собаку.

Вологодский лев на обложке раскраски Вологодский лев Вологодский лев. Разворот раскраски

Добрый лев оберегал дом. С ним в избе было спокойней и наряднее, так считали наши предки. И если вы посмотрите на написание льва, вы увидите, что он всегда в движении. А почему? Считалось, что если льва нарисовать спящим, то вор спокойно зайдет в дом и всё оттуда унесет. В некоторых домах даже опечье было украшено львом, чтобы в печь не проник «нечистый». А как он оказался в Вологде? Думаю, это связано с традициями фресковой живописи, где тоже часто изображали львов. Так, из храмовой культуры он проник в народное сознание. Лев – это и герб Вологодского государственного музея-заповедника, поэтому мы видим его на обложке.

Какие еще предметы крестьянского быта изображены в раскраске?

Это шкаф-поставец, где хранилась посуда, сундуки, двери, прялка... Сейчас девочки иногда не знают, что это, а раньше прялочка была в каждом доме. Говорили: сестрица-прялка – в избе хозяйка, стол накроет, дитя укроет, а ты только сиди да нитки пряди. Когда музей собирал по деревням предметы для своей коллекции, с прялками люди расставались тяжелее всего. Ведь мать передавала прялку по наследству дочке, а та – своей дочке… Это непрерывная нить памяти...

Шкаф-поставец в раскраске Шкаф-поставец, где хранилась посуда Расписанная дуга с колокольчиком

Есть в книжке расписанная дуга с колокольчиком. Вы можете раскрасить ее и объяснить ребенку, для чего подвешивался колокольчик. Наши предки верили, что нечисть боится звона колокольчика, ведь он напоминает звук церковного колокола. Кроме того, это было очень красиво. Свадебную дугу украшали множеством колокольчиков, чтобы молодые не знали бед.

Или вот саночки, которые хорошо знакомы современным ребятам. У крестьянских детей они были расписные, в раскраске показаны масленичные санки. Можно раскрасить их, как в оригинале, а можно предложить ребенку пофантазировать, какие бы саночки он хотел для себя.

Любовь к росписи избы и бытовых предметов носила только эстетический характер?

У крестьян было особое, трепетное отношение к своему жилищу. Дом они воспринимали как райское место, отсюда изображения цветов и фруктов, деревьев и птиц. Расписывали почти всё, даже потолки. Ведь работа у крестьян была очень тяжелой, постоянно в поле – встаешь в 4 утра и возвращаешься затемно. И в доме должно было быть спокойно, красиво. Сейчас мы видим эти росписи в электрическом освещении, а тогда семья возвращалась, зажигала лучину, и эти цвета как бы вытаивали, создавалось ощущение чего-то сказочного, волшебного.

Кто расписывал дома раньше? Где мастера учились этому ремеслу?

Изображенный на шкафу мужчина не простой крестьянин, а жених с пуговицами в два ряда, то есть обеспеченный – ведь пуговицы тогда были очень дорогиеДеревенских художников называли «красильщиками» или «малярами», они ходили по домам, предлагая свои услуги и получая за работу деньги или еду. Писали деревянной палочкой, гусиным пером и даже пальцем руки. Изначально все краски были натуральные: использовали сок ягод и трав, кору деревьев, сажу… В XIX веке появляются масляные краски.

У кого-то из художников был врожденный талант к росписи, кто-то сначала обучался при монастырских школах, начинал с росписи икон, а потом по разным причинам шел в народное искусство. Были и целые династии «красильщиков». Мастеров хорошо знали, иногда они оставляли автографы на своих работах. Роспись всегда содержала определенное послание. Вот, например, изображение человеческой фигуры на шкафу (показывает в экспозиции). Возможно, солдатка или вдова приютила мастера на ночь, а он в благодарность написал на шкафике мужчину – это пожелание, чтобы у нее появился добрый молодец. Да не простой крестьянин, а жених с пуговицами в два ряда, то есть обеспеченный – ведь пуговицы тогда были очень дорогие.

 

Вторая часть раскраски посвящена ткачеству. Что узоры вышивки могут рассказать ребятам?

Я часто говорю детям на экскурсии, что современная одежда никакой информации о нас не дает. А раньше костюм был своего рода паспортом человека. По одежде узнавали, девка или замужняя баба идет, с какой она губернии, зажиточная или среднего достатка, могли даже сказать, есть ли у нее детки, и сколько их… В раскраске вы найдете праздничный ярко-красный костюм замужней молодой женщины. Поверх кокошника у нее надет платок, и волосы убраны. В красном платье шли под венец, его носили после замужества.

Фрагмент полотенца с изображением птицы Народный костюм Народный костюм

В те времена мало кто умел читать, и свои мысли и пожелания выражали с помощью рисунков. Разглядывая вышивку, мы словно читаем послание. Например, свадебные полотенца: невеста понимала, что ей желают счастья и красоты, потому что ее подарок украшает птица-пава, а жениху вышивали барса, как символ мужества и доблести. «Пока птицу-паву или двух пав не вышьешь – замуж не выйдешь», – так говаривали в старину. Полотенец готовили очень много, ведь невеста должна была одарить всю родню жениха. В раскраске ребенку предлагается «сплести» птицу-паву, только не нитками, а карандашами или фломастерами – это помогает «поставить» руку.

Сегодня детям интересно знакомиться с культурой своих предков? Она не кажется им чем-то диковинным?

На площадке экспозиции народного искусства мы проводим много тематических занятий, посвященных христианским праздникам, традициям крестьянского быта... Конечно, современные дети многого не знают. Но когда я начинаю рассказывать, они замирают, в глазах появляется неподдельный интерес. СундукМне кажется, где-то на уровне глубинной памяти в них есть эти знания. Ребенка на экскурсии невозможно обмануть, если ему неинтересно, он сразу начнет баловаться, капризничать. Но когда начинаешь погружать их в нашу историю, они слушают, открыв рот. Например, рассказываю им про устройство дома. К дому ведь относились как к живому существу, дверцы в дом были очень низкие. А почему? Когда люди заходили в дом, они наклонялись – кланялись дому, здоровались с ним. Потом кланялись иконам, ведь красный угол был сразу перед глазами. И только после этого здоровались с хозяином и хозяйкой. Ребята сразу же, наперебой, начинают рассказывать, что и как у них дома. Наши предки в своем жилище запечатлели красоту окружающего мира, и для меня важно, чтобы у детей в сознании осталось истинное значение каждого старинного предмета. Хочется, чтобы ребята любили нашу русскую землю, понимали, что здесь их корни.