«Культурный стаж»

Любовь Соснина: «Делай что должно, и будь что будет»

Надежда Форостян

 

Серьезное искусство,
как и всякое серьезное дело,
требует всей жизни

И.А. Гончаров

 Любовь Соснина (г. Кёльн, Германия). Фото 2003 г.Искусствовед Любовь Соснина точно знает, что свою профессию выбрала правильно. Более сорока лет она работает в Вологодской областной картинной галерее (в настоящее время – в должности заместителя директора по учету и хранению) и заслужила большой авторитет среди коллег-музейщиков. А о признании мастеров председатель регионального отделения Союза художников России Николай Мишуста сказал так: «Любовь Георгиевна не просто искусствовед – она искусствовед от Бога…». В 2002 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Любовь Георгиевна, почему Вы решили стать искусствоведом?

Я родилась и выросла в Вологде. В детстве, конечно, и не мечтала о том, чтобы стать искусствоведом – просто не знала, что есть такая профессия. Это сейчас в школах изучают мировую художественную культуру, а в наше время ничего подобного не было. Но я посещала разные кружки, интересовалась театром, побеждала в конкурсах чтецов, а со временем стала увлекаться изобразительным искусством. На окончание школы мне подарили книгу о театральном художнике Ниссоне Шифрине: возможно, тогда судьба подсказала мне о будущей профессии искусствоведа. Однажды на выставке в Вологодской областной картинной галерее я случайно познакомилась с ее тогдашним директором Семеном Ивенским. Любовь Соснина. Фото 1976 г.Но, как я убедилась позже, все случайности не случайны: в 1972 году Семен Георгиевич пригласил меня на работу. Став сотрудником картинной галереи, я с головой окунулась в волшебный мир искусства...

Первые годы работы у меня совпали со студенческими: я училась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (г. Ленинград) на заочном отделении факультета теории и истории искусства. В галерее я получала прекрасный опыт практической работы, а учеба давала мне теоретическую базу, прочный фундамент, без которого было бы невозможно совершенствоваться профессионально. После окончания учебы меня назначили на должность заместителя директора по научной работе.

В это время в Вологодской картинной галерее собрался дружный творческий коллектив во главе с молодым директором Владимиром Воропановым: Марина Вороно, Галина Дементьева, чуть позже Ирина Балашова... Все мы прошли один путь: начинали работать в галерее, а потом поступали в Институт имени Репина. Наверное, это помогало нам во многом быть единомышленниками.

В чем состоит труд искусствоведа?

Сотрудники Вологодской областной картинной галереи Т. Едемская, В. Воропанов,О. Кукушкина, Л. Корюкина, Л.   Соснина,М. Вороно, Е. Шуткова, И. Балашова. Фото 1980 г.Искусствовед – это и исследователь, и писатель, и оратор, и педагог, поэтому в музейной работе я реализую себя полностью. Единственное, чего не могу себе позволить, – собственное художественное творчество. Как решиться написать картину, когда перед твоим мысленным взором столько великолепных образцов?.. Всякое несовершенство будет бросаться в глаза, а для меня в любом деле главное – профессионализм. Поэтому я рассуждаю так: делай, что должно, и будь что будет…

В моей работе два основных направления: изучение коллекции галереи и работа с художниками. Еще до того, как я стала заместителем директора, мне передали на хранение коллекцию графики галереи. Долгое время я занималась ее изучением – систематизацией, исследованием творческой манеры разных мастеров. Теперь наиболее ценные произведения из этой коллекции становятся украшением крупных художественных выставок. Например, в 2006 и 2008 годах в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве состоялись масштабные выставки произведений из коллекции Вологодской областной картинной галереи: «200 лет русского искусства» и «100 лет русской графики». В экспозиции было представлено более 150 произведений известных русских художников, созданных в период с середины XVIII до середины ХХ века, – живопись, графика, скульптура. Выставки вызвали большой интерес у московского зрителя: на открытии залы были полны, а специалисты бурно обсуждали художественную ценность той или иной работы нашего вологодского собрания.

Расскажите о своей деятельности в составе «Союза художников России»

Любовь Соснина и Александр Пантелеев на выставке Дмитрия Журавлева. Фото 1980-х гг.Я, как и мои коллеги – Владимир Воропанов, Ирина Балашова, Юлия Горелькова, – являюсь членом регионального отделения Союза художников России. Вместе со всеми вологодскими художниками мы составляем одну большую команду с общими интересами, планами и целями. Хорошо зная творчество наших мастеров, мы успешно представляем его не только в Вологодской области, но и за ее пределами. Я, например, готовила выставки наших художников в районах Вологодской области, Ярославле, Москве, других российских городах и даже за рубежом. 

В 2011 году результаты многолетнего труда вологодских художников и искусствоведов были обобщены в уникальном издании –  биобиблиографическом словаре «Художники Вологодской области XX – начала XXI века». Это наиболее полный свод документальных и научно-творческих сведений о мастерах, создавших и продолжающих создавать художественную «репутацию» Вологодчины. В словаре опубликовано 518 подробных биографий современных профессиональных художников, народных мастеров и художников-любителей из всех городов и районов Вологодской области; собрана полная библиография по изобразительному искусству региона и по творчеству ведущих мастеров области ХХ века, представлены фотопортреты художников и репродукции наиболее известных их произведений.

Как Вы работаете с художниками-любителями?

Любовь Соснина проводит экскурсию в Вологодской областной картинной галерее. Фото 1980-х гг.Мы работаем не только с художниками-профессионалами, но и с любителями. Совместно с Областным научно-методическим центром культуры и повышения квалификации г. Вологда мы часто делали интересные выставки художников из районов. Начинающим художникам общение с искусствоведами необходимо: мы можем направить их усилия в нужное русло, увидеть что-то особенное в их работах, открыть для них новые возможности. Это касается как живописцев и графиков, так и «прикладников». Один из интересных крупных выставочных проектов, подготовленных картинной галереей и ОНМЦ, был посвящен как раз декоративно-прикладному искусству – это серия выставок «Гончары России», последняя из которых состоялась в 2006 году. 

Расскажите о художниках, личное знакомство с которыми оказалось для Вас как для искусствоведа особенно значимым.

Художники – удивительные люди. В их памяти живут исторические, религиозные, литературные сюжеты, в воображении – немыслимые образы, а в душе – самые разнообразные чувства и эмоции. Когда готовишь выставку художника, полностью окунаешься в тот неизведанный мир, отражение которого мы видим на его полотнах… 

Любовь Соснина с мужем Валентином. Фото 1973 г.Период моего профессионального становления совпал со знакомством с Александром Васильевичем Пантелеевым – известным живописцем, графиком и монументалистом, который жил и творил в Вологде. Мне посчастливилось общаться с Яном Юлиановичем Крыжевским, поднявшим молодежное движение в вологодском изобразительном искусстве в начале 1980-х годов. Чудесные отношения были у нас с Джанной Таджатовной Тутунджан. Мы приходили к ней в гости, общались, говорили об искусстве, делились впечатлениями о ее работах. Джанна Таджатовна научила нас многому, в том числе добру и душевной щедрости.

Среди наших современных вологодских художников много уникальных, ярких личностей. Например, Михаил Васильевич Копьев. Его картины эмоционально заряжены, прочувствованы, пережиты им самим. В 2012 году, когда мастер отмечал юбилей, состоялась его персональная выставка в Саранске, в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. Степана Дмитриевича Эрьзи. Сам Михаил Васильевич на открытие выставки поехать не смог, поэтому мы с его супругой Ираидой Валентиновной отправились туда вдвоем. Встречали нас очень хорошо, звучало множество восторженных отзывов о работах Копьева. И это не удивительно: если художник вкладывает душу в картины, зрители это чувствуют…

Интересно общаться с Генрихом Алексеевичем Асафовым – живописцем, поэтом, философом. В своем творчестве он утверждает собственный идеал человека: это вечный труженик, незаметный и в то же время великий в своей простоте. «Житийные» картины Асафова подобны иконам, только изображает он не избранных святых, а своих современников, земляков, занятых тяжелым крестьянским трудом. Именно в них художник видит «соль отеческой земли». 

С председателем Вологодского регионального отделения Союза художников России Николаем Ивановичем Мишустой мы сотрудничаем уже давно и плодотворно. Известный мастер, он имеет богатый выставочный опыт, давно зарекомендовал себя как художник серьезный и целеустремленный. Не ошибусь, если скажу, что Николай Мишуста – график по призванию, понимающий и чувствующий все тонкости этого особого вида изобразительного искусства. Юбилейная выставка Николая Ивановича откроется в мае этого года, и я являюсь ее куратором.

Из начинающих, молодых художников (их, к сожалению, очень мало) особого внимания, на мой взгляд, заслуживает Аркадий Поляков. Владимир Воропанов, Николай Мишуста, Любовь Соснина на выставке Николая Мишусты в Доме Корбакова. Фото 2010   г.Находясь в постоянном творческом поиске, он пробует себя в различных жанровых композициях, натюрмортах, портретах. Чрезвычайно интересно работает Ольга Карпачева. Это автор думающий, трепетный, глубоко переживающий то состояние природы, которое передает на холсте.

Пожалуй, люди искусства в основном и составляют круг моего общения, и замечу, что общаться с ними нужно, прежде всего, доброжелательно: творческие личности очень болезненно воспринимают любую критику, а у молодых художников и начинающих искусствоведов лишнее слово может и вовсе отбить желание работать.

Вы наблюдаете за работой художников в мастерских?

Далеко не каждый художник показывает свои этюды – мастера предпочитают представлять конечный результат. Чаще всего я прихожу в мастерскую, когда работы уже готовы. Обсуждая будущую экспозицию, мы вместе с автором внимательно отбираем картины.

О каком выставочном проекте, который Вы курировали, Вам хотелось бы рассказать?

На выставке Михаила Копьева  в Вологодской областной филармонии имени В.А. Гаврилина. Фото 2011 г.Из последних крупных проектов мне особенно запомнилась выставка «Вологодские художники в Страсбурге», которая проходила в апреле 2012 года в выставочном комплексе «Обэтт». В экспозиции были представлены прекрасные произведения декоративно-прикладного и современного изобразительного искусства известных вологодских мастеров: народного художника России действительного члена РАХ Владимира Корбакова, заслуженных художников России Олега Бороздина, Юрия Воронова, Михаила Копьева, Юрия Коробова, Николая Мишусты, Олега Пахомова, Валерия Страхова и других.

Творчество вологодских художников, несущее в мир любовь, красоту и гармонию, нашло живой отклик в сердцах французских зрителей. Они были счастливы, что видят реалистическое искусство. Сейчас во Франции в большей степени развивается актуальное искусство, которое понятно не каждому человеку. Французы были по-настоящему очарованы удивительными пейзажами Вологодчины: необъятными просторами полей, извечной красотой наших лесов, яркими красками лета и осени. Формируя выставку, мы стремились рассказать о нашей земле все самое лучшее. Гостей порадовало и наше роскошное кружево, и береста, и изделия из дерева, особенно солонки в виде утиц. Можно сказать, что выставка «Вологодские художники в Страсбурге» сформировала у зарубежных зрителей благоприятное представление о нашей северной культуре.

Поделитесь Вашими  творческими планами.

Юрий Коробов и Любовь Соснина. Фото 2011 г.Сейчас я занимаюсь в основном фондовой работой, на которой стоит весь музей. Мы осваиваем КАМИС – комплексную автоматизированную музейную информационную систему. С помощью КАМИС создаются интегрированные базы данных музейных коллекций, включающие тексты, изображения и др. В эти базы данных мы заносим информацию обо всех произведениях, которые составляют собрание Вологодской областной картинной галереи. В дальнейшем это позволит выпускать каталоги собрания галереи, и это – одна из наших важнейших целей.
Что касается выставочных проектов, то в настоящий момент ведутся переговоры с Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в Москве. В свой план работы на 2013 год они включили выставку из нашего собрания «Рисунок и акварель старых мастеров», и мне предстоит ее готовить. В экспозиции будут представлены шедевры Евгения Лансере, Александра и Альберта Бенуа, Михаила Клодта, Ивана Шишкина, а также графические работы вологодских мастеров начала XX века – Феодосия Вахрушова, Василия Сысоева.

Как Вы проводите свободное время?

Свободного времени не очень много, но чаще всего я провожу его за книгой. Помимо профессиональной литературы, читаю художественную классику.

Летом во время отпуска уезжаю в деревню и хожу в лес за грибами. Природа вдохновляет, дает силы, настраивает на поэтический лад. Говорят, что искусствоведы просто так смотреть на природу не могут, и я не исключение. Любуясь великолепными пейзажами, я невольно сравниваю их с полотнами Феодосия Вахрушова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана. И в такие моменты иногда думаю: счастье, что красота природы неисчерпаема – умей только настроить душу на ее волну.

 

При оформлении интервью использованы фотографии из личного архива Л. Г. Сосниной и из архива интернет-портала cultinfo.ru