К 100-летию Яшина

Дмитрий Чернецов: об Александре Яшине, «Золотых именах» и работе кинодокументалиста

 

Светлана Гришина

 

Дмитрий Чернецов. Фото с сайта www.kino-teatr.ruДмитрий Чернецов – оператор-постановщик, режиссер. Выпускник кинооператорского факультета ВГИК (мастерская В.И. Юсова) и Высших курсов режиссеров и сценаристов (мастерская В.И. Хотиненко, П.К. Финна, В.А. Фенченко). Лауреат Государственной премии России, член Союза кинематографистов России. В качестве режиссера и оператора участвовал в создании документальных фильмов «Голоса истории», «Шолоховская весна», «Дионисий», «История вологодской ссылки»; фильмов, входящих в проект «Золотые имена России» («Поэт Николай Рубцов», «Бобришный Угор Александра Яшина», «Валерий Гаврилин. Все в жизни – музыка», «Сказ о Белоозере»); фильмов проекта «Под солнцем» («Благословение или проклятие», «Даниил и Алла», «Остров спасения», «Русский офицер», «Натали»), документального фильма о картинах «Утомленные солнцем: Предстояние» и «Утомленные солнцем: Цитадель».

 

Дмитрий Николаевич, расскажите о творческой истории фильма «Бобришный Угор Александра Яшина» – как родился замысел, как проходили съёмки и как имя Яшина вписывается в ряд имен, которым посвящен проект «Золотые имена России».

Этот кинопроект был задуман еще в начале 2000-х годов, во время работы над фильмом «Дионисий». Возникла идея сделать цикл документальных фильмов о людях, прославивших Вологодчину. Так в рамках проекта «Золотые имена России» появились фильмы «Поэт Николай Рубцов», «Валерий Гаврилин. Всё в жизни – музыка» и «Бобришный Угор Александра Яшина», а снятый ранее «Дионисий» органично вписался в эту канву.

Картина о Яшине создавалась к 95-летнему юбилею писателя, но тогда, в 2008 году, не было ее широкого показа. За прошедшие пять лет фильм был доработан, и сейчас, в год столетия Яшина, хотелось бы заново представить его зрителю.

Инициатива создания фильма исходила от дочери Александра Яшина, Натальи Александровны, которая стала нашим главным консультантом и одним из авторов сценария. Вторым сценаристом была Нина Веселова, писатель-драматург и кинодокументалист, раньше много работавшая с Юрием Половниковым. Творческую группу возглавила художественный руководитель проекта Марина Барышева, режиссером фильма являюсь я, а оператором-постановщиком – Михаил Макаров.

Съемки фильма о Яшине на Бобришном УгореНачали мы с того, что углубились в биографию Яшина, и в этом помощь Натальи Александровны неоценима. Потом были первые съёмки на родине писателя – в Никольске и в Блудново. Надо сказать, что фильм наш чисто документальный, никаких реконструкций, постановочных эпизодов в нем нет. Все герои фильма «играют сами себя». Очень оживляет картину участие воспитанников Никольского детского дома, членов литературной студии под руководством Музы Бересневой: подростки увлеченно и прочувствованно читают стихи Яшина. Воспоминаниями об Александре Яковлевиче делятся жительницы села Блудново. В одном из эпизодов снимается внучка поэта Николая Рубцова, а его дочь, Елена Николаевна, очень помогла нам в работе над фильмом. Но самым большим подарком судьбы стало то, что нам удалось запечатлеть вдову Яшина, Злату Константиновну. Тогда ей было уже за девяносто, а теперь она ушла из жизни…

Какая главная мысль положена в основу сценария?

Если коротко говорить о нашей главной художественной задаче, то об этом прекрасно сказал один из героев картины, профессор Виктор Бараков: в годы советской власти, когда церковь и православие подвергались гонениям, духовную миссию брала на себя литература. Писатели этой плеяды, несмотря ни на тоталитарный режим, ни на коммунистическую идеологию, не позволили прерваться нити, связывающей поколения, сохранили традиционную систему этических ценностей.

В основе сценария – биография писателя, неотделимая от его творчества. Эмоциональная составляющая фильма связана с разными эпизодами жизни Яшина. Не секрет, что были и трудные времена, когда он пребывал «в опале», и в фильме сделан акцент на его активной гражданской позиции. Ведь одно дело бороться с режимом, стать диссидентом и эмигрировать. И совсем другое – продолжать жить, работать и творить здесь. Именно в такой ситуации оказался Яшин…

В процессе работы над фильмом Вы глубоко «погрузились» в яшинскую тему. Что главное в Вашем отношении к личности и творчеству Яшина?

Меня поражает, насколько остро он чувствовал личную ответственность за все – и за происходящее в стране, и за судьбы русской литературы. Он помог многим нашим писателям, используя свой авторитет и влияние, опекал и даже оберегал их. Для многих из вологодских литераторов он был своего рода духовным наставником. Прикосновение к биографиям таких людей заставляет во многом переосмыслить свою жизнь и свое время. То же самое можно сказать и о других героях этого проекта – Николае Рубцове и Валерии Гаврилине.

Можно ли сказать, что документальное кино заново открывает уже известные имена для широкой аудитории?

Да, конечно. Во время учебы на Высших режиссерских курсах в Москве я давал посмотреть фильм о Рубцове коллегам-студентам – так многие потом просили срочно дать почитать томик Рубцова… Создание авторского документального фильма «держится» не только на предпочтениях и замысле режиссера – нужно быть уверенным, что у зрителя есть потребность в этой теме и что твоя работа найдет у него отклик… Однажды я увидел передачу на Первом канале, которую вел Дмитрий Дибров. Участникам игры предлагались рубцовские строчки, нужно было назвать автора – и никто из игравших с заданием не справился. Дибров их пристыдил, сказав, что нельзя не знать стихов нашего великого поэта. Для меня это было очередным – и неожиданным! – подтверждением того, что имя Рубцова прочно стоит в ряду самых значительных имен русской литературы ХХ века.

Вернемся к фильму о Яшине. Несмотря на отсутствие широкого проката, он уже удостоился нескольких серьезных наград…

В 2010 году мы завоевали Гран-при VI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» за лучший документальный фильм. Особенно приятно было то, что получать приз я вышел на сцену вместе со своим учителем Владимиром Ивановичем Хотиненко, чья картина «Поп» была удостоена приза за лучший художественный фильм. Второй наградой стал приз имени Александра Сидельникова «За лучшую режиссуру» на XVIII Международном фестивале православного кино «Золотой Витязь».

Что планируется для того, чтобы сделать фильм известным широкому зрителю?

К столетию Яшина Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области выпустит тираж дисков. Помимо этого, по Вологодчине пройдут презентации фильма. Думаю, нашей работой должны заинтересоваться педагоги, работающие со школьниками и студентами, так как и эта картина, и другие фильмы проекта «Золотые имена России», на мой взгляд, имеют большой просветительский потенциал.

В 2012 году показ всех фильмов проекта состоялся в Москве, в Доме кино, в рамках Дней вологодского кино.

Недавно мы получили предложение от Министерства культуры России разместить наши фильмы на государственном интернет-портале Культура.рф. В ближайшее время там появятся картины «Поэт Николай Рубцов» и «Быль монастырская» (режиссер С. Малашина, студия «Новая идея»). Думаю, все это будет работать на культурный имидж области.

Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?

Дмитрий ЧернецовПродюсерский киноцентр Вологодской области планирует развивать программу «Золотые имена России». В ней появятся «невологодские» герои, а помимо документальных фильмов, будут сняты телевизионные короткометражные картины, подготовлены ролики для радио и Интернета. Тематический спектр тоже расширится. Сейчас, например, идут переговоры с телеканалом «Звезда» о подготовке цикла фильмов о военных – авиаторах, конструкторах, танкистах, в том числе о героях-вологжанах. Обязательно будут фильмы, посвященные людям искусства и литературы.

В настоящий момент мы работаем над рядом других интересных проектов. Совместно с Лорой Гуэрра и знаменитым мультипликатором Андреем Хржановским завершаем фильм «Тонино Гуэрра: Россия в моем сердце». На студии «Киноконтакт» я участвую в создании картин из цикла «Под солнцем». Это проект Галины Яцкиной, актрисы и продюсера документального кино, посвященный теме духовно-нравственного служения. Вообще творческих планов много, главное – суметь их осуществить и знать, что твое кино придет к зрителю.