Крупный план

Александр Борисовский: об охране историко-культурного наследия и росте социальной ответственности граждан

Светлана Гришина

Александр БорисовскийО позитивных тенденциях в деле сохранения историко-культурного наследия и существующих в отрасли проблемах рассказывает Александр Борисовский, начальник управления историко-культурного наследия Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Управление наделено полномочиями по контролю, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории региона.

Александр Викторович, что осложняет работу в части обеспечения государственного контроля по сохранению объектов культурного наследия?

Главная сложность – несовершенство законодательной базы. Эта проблема осознается на уровне Министерства культуры РФ и Государственной думы, неоднократно рассматривалась на Совете Федерации. Обсуждаются вопросы законодательства и на ежегодных съездах органов охраны памятников, на прошедшем недавно I съезде реставраторов они стояли очень остро.

Что касается качества ремонтно-реставрационных работ на объектах, то здесь самая больная проблема связана с требованиями 94-ФЗ. Закон позволяет осуществлять работы по госконтрактам и по аукционам, а основными критериями выбора подрядчика являются цена и сроки выполнения. Для объектов культурного наследия это просто неприемлемо. На деле получается так, что конкурс на разработку эскизного проекта реставрации выигрывает одна организация, конкурс на подготовку рабочей документации – другая, третья затем выполняет часть работ на объекте, потом приходит четвертая… Естественно, всякий раз, когда на объект приходят новые люди, они с некоторым отторжением относятся к тому, что сделано до них. Печальным примером неэффективности такой практики является реставрация деревянной Ильинской церкви в Белозерске. Там в ходе выполнения работ несколькими подрядчиками возникли разногласия по поводу проектной документации и методики ремонтно-реставрационных работ, которые до сих пор не решены.

Частично решить существующие проблемы должна одобренная Министерством культуры РФ система переходящих контрактов, которые будут заключаться по федеральной целевой программе «Культура России» сроком на два года. Это позволит избежать ситуаций, когда в связи с необходимостью освоить выделенные средства в рамках одного финансового года на ремонтно-реставрационные работы оставалось 2–3 месяца, что неизбежно сказывалось на завершенности и качестве работ. Переходящий контракт дает возможность более детально и продуманно подойти к подбору квалифицированных кадров, к планированию сроков, к заготовке материалов, к соблюдению реставрационных методик и технологий.

Как происходит выбор метода реставрации того или иного объекта?Археологические исследования фундамента Вологодской крепости эпохи Ивана Грозного при работах на доме по ул. Мира, 15, в Вологде. Фото Игоря Кукушкина

Методику предлагает организация, выполняющая проектную документацию. Эта документация должна получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, которую проводят три эксперта – они оценивают порядок и методику проведения работ, либо соглашаются с ней, либо нет и выдают свои рекомендации. Сложность в том, что любой объект уникален, и дело даже не только в его архитектурных и исторических особенностях. В процессе выполнения работ могут быть выявлены детали, которые потребуют внесения серьезных корректив в первоначальный план. Живой пример такого рода – здание на улице Мира, 15, в Вологде. Подрядчик и проектная организация, изучая объект, делали пробную шурфовку, и высказывали предположение, что на территории объекта могут быть остатки стены кремля Ивана Грозного. И при работе во внутренних помещениях оно подтвердилось. Для заказчиков это, конечно, был шок – узнать, что процесс реставрации требует дополнительных затрат времени и средств, но они согласились с предложенной методикой.

Летом 2013 года вступил в силу 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», многократно увеличивающий штрафы за повреждение и уничтожение объектов культурного наследия. Можно ли уже говорить о результатах применения закона?

Здание на Каменном мосту, 6, в ВологдеКонечно, порядка стало больше, хотя дело даже не в суммах штрафов. Дело в том, что стал заметен рост социальной ответственности застройщиков и собственников. Постепенно появляется понимание того, что такое объект культурного наследия, в чем его ценность, почему его нужно сохранять. Взять, допустим, здание на Каменном мосту, 6 в Вологде, в котором располагается торговый центр «Спорт». Объект не находился ни в аварийном, ни в критическом состоянии, но собственник сам вышел с инициативой вернуть первому этажу первоначальный облик и на высоком уровне провел дорогостоящие реставрационные работы.

В последние годы наметились две позитивные тенденции. Во-первых, статистика отмечает колоссальный рост финансирования работ из внебюджетных источников. Если в 2006 году было привлечено порядка 150 тыс. рублей частных инвестиций, то в 2012 году – порядка 167 млн рублей. В 2012 году бóльшая часть этих средств пришлась на реставрацию объектов города Череповца. Это, например, два здания на Советском проспекте, собственниками которых являются банковские структуры.

Усадьба Хвалевское в Бабаевском районе Вологодской области. Фото Нины РябковойВторая позитивная тенденция связана с тем, что общественные организации и частные инвесторы стали выступать с инициативой о признании здания объектом культурного наследия: они заказывают и самостоятельно оплачивают историко-культурную экспертизу. В 2013 году в Вологде экспертиза была проведена на здании по улице Галкинской, 37 (бывший католический костел) и на здании по Набережной VI Армии, 99а, где бывал потомок Романовых. В Бабаевском районе по инициативе собственников, предварительно выкупивших здание, была проведена экспертиза усадьбы Хвалевское. Они были готовы к тому, что у них появятся значительные обременения в связи с признанием дома объектом культурного наследия, но сочли этот шаг для себя правильным.

Почему гражданам нужно знать о границах зон охраны культурного наследия?

Это важно для собственников и пользователей земельных участков. Если у вас помещение в объекте культурного наследия, если вы собственник объекта или арендатор, то вам надо знать, что в исторических поселениях Вологодской области утверждены так называемые зоны охраны, на которых любая хозяйственная деятельность строго запрещена. Помимо этого, есть зоны регулирования застройки, на которые тоже наложен соответствующий регламент: установлен перечень работ, которые строго запрещены, и перечень работ, которые можно проводить на основании положительного заключения органа охраны. Все это должно учитываться при планировании и ведении любых хозяйственных и строительных работ.

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Приобретая в собственность земельный участок, необходимо выяснить, не находится ли он в исторической зоне. Но здесь есть проблема, тоже связанная несовершенством нашего законодательства: в документах на землепользование, в частности, в свидетельстве о регистрации права на земельный участок обременение на землю не фиксируется. В этом направлении ведется работа. Сейчас при передаче прав на объект культурного наследия, включенный в государственный реестр, в свидетельстве о регистрации права собственности указано: обременение – объект культурного наследия. В перспективе – добиться указания аналогичного обременения на земельный участок.

На практике бывают случаи, когда человек приобретает участок в исторической зоне, а потом говорит, что не знал об этом. Соответственно, не планировал расходы ни на археологические исследования, ни на оформление необходимой документации.

Что в этом случае делает контролирующий орган?

У нас есть многоступенчатая система контрольных проверочных мероприятий, по результатам которых в случае выявления нарушений мы даем предписания собственнику. В случае их неисполнения направляем в суд материалы для привлечения к административной ответственности, и уже суд принимает решение о применении штрафных санкций. У нас есть примеры, когда люди доходили до Верховного суда, который в итоге подтверждал, что работы на объекте культурного наследия проведены неправомерно.

Как вы оцениваете общественную инициативу в деле сохранения историко-культурного наследия региона?

Мне кажется, это правильно, когда неравнодушные люди выступают с конструктивной критикой. Учитывая то, что департамент – структура областная и в его ведении находится весь регион, нам бывает очень полезно услышать мнение местного сообщества. Градозащитные организации, например, «Настоящая Вологда», сосредоточены на городе и всегда оперативно информируют нас о том, что они считают нарушением или попыткой к нарушению. Конечно, мы не можем ходить по городу и отнимать у рабочих лопаты, но реагируем на подобные сигналы в рамках своих полномочий.

Какие перспективные направления популяризации объектов культурного наследия вы назовете?

Табличка с QR-кодом на колокольне Софийского собора в ВологдеЗаконодательство предусматривает широкое понимание процесса популяризации. На практике на это направлены работы по установке информационных надписей, издательская деятельность, работа со СМИ, а также разного рода информационно-технологические проекты, например, такие, как присвоение QR-кодов объектам культурного наследия. QR-код – это уникальный для каждого памятника двоичный код, содержащий зашифрованную ссылку на сайт www.QR35.ru, где представлена информация об истории здания и связанных с ним событиях, а считать код можно с помощью смартфона или планшетного компьютера. Этот совместный проект Департамента культуры и Научно-издательского центра «Древности Севера» в тестовом режиме был запущен в середине декабря в Вологде, Великом Устюге, Кириллове и Череповце. Техническую поддержку проекта обеспечивает компания Теле-2. В дальнейшем QR-коды будут присвоены всем объектам культурного наследия, которых в области насчитывается более 3,5 тысяч, включая памятники археологии.

Перспективным направлением популяризации является создание разного рода интернет-продуктов: интерактивных карт территории с обозначением находящихся на ней объектов культурного наследия, виртуальных экскурсий, фотоальбомов. Обсуждения темы в социальных сетях – это тоже своего рода общественная популяризация.