Наталия Серманова: о современной библиотеке, электронных книгах и интересе к чтению

Директор Объединения библиотек города Череповца Наталия Серманова делится наблюдениями и размышлениями о роли публичной библиотеки в цифровую эпоху.

Светлана Гришина

Наталия СермановаНаталия Юрьевна, с точки зрения руководителя библиотеки, какие тенденции в отношении к чтению наметились сегодня?

Сейчас подрастают дети поколения 80-х, их довольно много, и мы видим прирост читателей, хотя понимаем, что это не всплеск интереса к чтению – это демография. Родители активно занимаются с детьми – это тоже интересный факт – и озабочены их чтением. Примечательно, что сами родители уже «электронные» читатели, но в детях этого не поощряют, стараются сделать так, чтобы они читали печатную книгу. Возможно, что учителя, медики и СМИ донесли, наконец, информацию о вреде раннего увлечения компьютером.

Говорить об интересе к чтению в целом трудно: дело в том, что библиотека сейчас не самый показательный институт в этом плане. Мы не имеем полной картины – у нас есть данные только по тем, кто читает печатные книги. Появление электронных сервисов оттянуло у нас немалую часть читателей, и, скорее всего, они ушли безвозвратно.

Замечаю еще одну тенденцию – сейчас очень популярны разного рода акции. Это модно – поучаствовать в каком-то действе, во флешмобе. А вот систематически заниматься чем-то, изо дня в день уделять время какому-то занятию или совершенствованию какого-то навыка – это уже труднее. Конечно, акции по продвижению чтения нужны, и мы их проводим, но они, как правило, не рождают в человеке потребности читать – скорее, удовлетворяют желание общаться. 

Но интерес к чтению есть – мы можем об этом судить, например, по высокой посещаемости библиотечного блога «12 месяцев для чтения», в котором наши библиотекари размещают свои рецензии на прочитанные книги – как на классику, так и на современных авторов.

В чем, на ваш взгляд, заключаются причины снижения интереса к чтению в последние десятилетия? Какие проблемы это за собой влечет?

Существует мнение, что современный человек очень занят, и читать ему просто некогда. Я думаю, что дело в другом: мы потребляем очень много готовой информации через радио, телевидение и особенно через Интернет. Это быстрее, удобнее и проще, чем читать книгу, ведь чтение – творческий процесс, требующий интеллектуального и эмоционального труда. А тут любые сведения подаются нам обработанные, сжатые, с комментариями специалистов, с иллюстрациями, с аудио- и видеорядом. Возможно, поэтому сейчас многие не умеют самостоятельно работать с информацией, особенно с большими объемами, не могут связно изложить свои мысли.

«На свежем воздухе все интереснее». Фото - финалист конкурса «Читающий Череповец». 2014 годЧто библиотеки Череповца делают для того, чтобы воспитать потребность в чтении с  раннего детства?

Дети читают книги хорошо, и мы поставили перед собой задачу, чтобы у нас в детских библиотеках стояли только новые издания – это поможет сформировать у ребенка позитивное отношение к книге. Каждый год не меньше 30% средств тратим на приобретение детской литературы, выписываем в первую очередь детскую периодику. Если бы удалось сделать ремонт во всех библиотеках, то дети посещали бы их еще охотнее.

Интересно, что зачастую родители удивляются: ребенок не читает книги, которые есть дома, а приходит в библиотеку – его не оторвать от стеллажей. Мы объясняем это так: ваш ребенок социализируется. Дом – привычная для него среда, а библиотека – это общественный институт, где действуют другие правила, где он выступает в другой роли. Почти как покупатель в магазине, но там он ограничен в выборе, а тут – хозяин положения. Так что он не просто выбирает книжки – он получает позитивный социальный опыт.

Сформируется ли у этих детей стойкая потребность читать печатную книгу? Трудно сказать. В любом случае рано или поздно они приобщатся к Интернету. Но хорошо уже то, что к этому моменту у них будет представление о печатном издании, что именно знакомство с печатной книгой ляжет в основу их культуры чтения. А дальнейший выбор – электронная книга или бумажная – будет определяться личными предпочтениями и соображениями удобства. Хотя в Западной Европе, похоже, уже возвращаются к печатной книге. Есть мнение – и я с ним согласна, – что чтение печатного текста с перелистыванием страниц позволяет ребенку развиваться гармонично.

«Готовлюсь к уроку ...». Фото - финалист конкурса «Читающий Череповец». 2014 годВы говорили о том, что многие сегодня предпочитают электронный формат бумажному. Как должна реагировать на это библиотека?

В этом году Объединение библиотек Череповца подписалось на электронную библиотеку «ЛитРес». В ее электронной базе около 80 тысяч наименований, в основном это художественная литература. Мы регистрируем читателя, и он через нас эту книгу получает. Для нас это удобно: в наличии всегда самые свежие новинки, нам не нужно их покупать, а наряду с ними представлена и классика. Продвигая электронное обслуживание, библиотека выступает в роли навигатора: мы отслеживаем литературу и пытаемся дать совет по выбору книги. Но нельзя не отметить, что результат этого процесса неоднозначен. Мы рубим сук, на котором сидим: тех людей, которые зарегистрировались через нас на электронном ресурсе, мы уже не ждем к себе как читателей.

То есть, вы считаете, что печатная и цифровая культура в библиотеках – не союзники, а конкуренты в борьбе за читателя?

Думаю, что конкуренты. Я сама не приверженец электронной книги, но с тех пор как мы подключились к «ЛитРес», читаю только электронные книги – это намного удобнее при проблемах со зрением. Не надо никакой закладки – планшет или телефон запоминает то место, где ты закончил читать. А если в недалеком будущем появятся книги с аудио- и видеоэффектами, с анимацией, то по этому легкому пути пойдут очень многие.

В чем, на ваш взгляд, заключается миссия библиотеки в цифровую эпоху?

Думаю, что основными функциями библиотеки становятся функция навигатора в книжном пространстве и функция площадки для проведения мероприятий. Интернет сейчас активно закрывают от пиратства, поэтому электронными полнотекстовыми ресурсами можно будет пользоваться через обычную библиотеку. В ведении библиотек всегда останется краеведческий контент. Крупные издательства никогда не дойдут до публикации и оцифровки краеведческих материалов. А мы можем их собрать, систематизировать, разместить в Интернете с соблюдением авторских прав – и на эту информацию будет большой спрос. Кроме того, библиотека остается местом, где личность может развиваться постоянно, с детства и до старости. Причем не обучаться, а именно развиваться.

04 Фото - финалист конкурса «Читающий Череповец». 2014 год. Номинация «Я и книга»Уже сейчас пятая часть посетителей ходит к нам не за чтением. Книг они вообще не берут, даже не заглядывают в отделы обслуживания. Это касается и детей, и взрослых, которые приходят сюда на кружки, встречи, учебы, выставки, чтобы как-то реализоваться. У них есть интерес к библиотеке, но это не читательский интерес. Мы пытаемся предложить им почитать по теме: тем, кто пришел на выставку – книги по искусству и т.п. Но им ничего не надо, они приходят на конкретное действо. И мы констатируем: при том, что количество посетителей у нас остается прежним, число читателей уменьшается каждый год. Хотя, возможно, книги больше берут по месту жительства, а в Центральную библиотеку приезжают «на событие».

На примере Череповца видно, что библиотека понемногу превращается в заменитель клуба, в культурно-досуговое учреждение. У нас находят приют самые разные любительские объединения – от клуба любителей настольных игр до хора ветеранов. Кроме того, велик спрос на семейные мероприятия, и у нас во всех библиотеках суббота или воскресенье – это семейный день. Бывает ведь так, что в выходной некуда пойти, кроме торгового центра. И люди приходят к нам – до 400 человек в день. Общаются, участвуют в мастер-классах, конкурсах, детских мероприятиях, смотрят выставки местных художников. Это формирует культуру поведения, но к библиотечному делу, конечно, не имеет никакого отношения.

А какой вы видите роль библиотекаря?

Наш главный плюс – в нашей мобильности, чем быстрее мы будем перестраиваться, тем лучше. Нужно активно работать в Интернете – мы работаем: выставили на сайте свой каталог, развиваем блог, на все наши встречи собираем гостей только через группу ВКонтакте – она у нас очень живая. Нужны досуговые мероприятия – мы их проводим, в Центральной детской библиотеке даже ввели ставку режиссера. Нужно выходить из своих стен – мы и к этому готовы, умеем работать на площадке. Библиотекарь, прячущийся за кафедру, сегодня просто не нужен.

Фото - финалист конкурса «Читающий Череповец». 2014 год. Номинация «Я и книга»Нужно учиться менять структуру библиотечной услуги. Ведь библиотекарь считает, что он должен найти информацию. Вот пришел читатель с конкретным вопросом – что сделает библиотекарь? Даст сведения о книге или статье, где об этом написано. Но читатель не хочет идти к источнику – он хочет получить конкретный ответ. Вместо этого он пойдет в отдел, книга окажется выданной, он снова вернется к библиографу или вовсе уйдет без ответа, потратив время. Указать источник сейчас мало – востребована именно аналитика, когда человек не хочет сам изучать все источники, а возлагает это на специалиста. Поэтому сегодня библиотечная деятельность должна, как в справочном бюро, оканчиваться ответом на вопрос.

Сейчас для библиотекаря важно уметь общаться с читателем. Причем не просто отвечать, когда спросили – библиотекарь в принципе должен заговорить. Нынешняя обстановка такова: люди не могут сформулировать, что они хотят, не могут рассказать толком, что им нужно. И молодые, и пожилые, и дети. Поэтому нам надо знать их потребности, самим задавать вопросы и уметь угадывать наперед.

Будущее библиотек во многом зависит от того, как сегодня определены приоритеты,  каким мы хотим видеть наше общество завтра, какими хотим воспитать сегодняшних детей. Отвечая на эти вопросы, нужно понимать: библиотеки – это сфера, которая очень существенно дополняет то, что делают образовательные институты. Человек здесь развивается, познает правила общежития, повышает культурный уровень. И очень важно, что это демократичная среда: библиотека – единственное бесплатное учреждение культуры в городе, доступное и открытое для всех.