
|
Березники, г.
Россия. Пермский край
Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова
Ленина пр., 43
2011-06-12
Во второй половине XV века великопермские князья — язычники обращены были в новую веру, принесенную в Прикамье христианскими миссионерами из московских земель.
Рубежом XV и XVI вв. датируются первые православные культовые постройки на пермской земле. В период русского средневековья церковь была главным заказчиком художественных произведений.
В XVI-XIX вв. в Орле — городке, Пыскоре, Усолье, Ленве, Дедюхине, Зырянке, Веретье создавались храмы, богато убранные произведениями живописи, пластики, декоративно — прикладного искусства. Большой вклад в храмовое строительство, убранство церквей и соборов внесли «именитые люди», бароны и графы Строгановы — известные российские меценаты. Среди памятников, непосредственно связанных с фамилией Строгановых — икона «Богоматерь — Гора Нерукосечная» конца XVI — начала XVII в. с изображением Святых Никиты и Евпраксии, являющаяся вкладом Никиты Григорьевича Строганова в Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь — «родовую обитель» этой фамилии на прикамской земле.
Замечательным памятником средневековой живописи является икона XVII в. «Св. Алексий — человек Божий» с изображением небесного патрона царя Алексея Михайловича. Для неё характерны: использование традиционных приемов иконописания (плоскостность, условность цвета) и элементы нового (попытка «живоподобного» письма в изображении лика Святого). Не менее значительными художественными достоинствами обладает образ «Сошествия Св. Духа с апостолами», 1677 года, круп «царева изографа» Ивана Максимова созданный для церкви Похвалы Богородице Орла — городка.
В период нового времени, в XVIII — XIX вв. в церковную живопись проникают светские черты: медальоны из Веретийской церкви «Венчание» и «Причащение» носят ярко выраженный мирской характер. Иконные поля становятся изысканно — выгнутыми золочеными рамами. Изображения, ещё не освободившиеся от старых норм, превращаются в занятные жанровые сценки.
XVII — XVIII вв. — время расцвета искусства пермских ваятелей. Реалистическая струя пробивалась в скульптуре более настойчиво, чем в живописи. «Пермские Боги» отразили дух идолопоклонства, сохранявшиеся языческие верования. В экспозиции представлены скульптуры наиболее популярных в пермском ваянии жанров: персонального — «Св. Николай Можайский», «Саваоф», легендарно -исторического — «Спас Полунощный» и символического — «Распятие Христа», созданные в XVIII -XIX веках.
© Фотографии Уильяма Брумфилда
|