Уиллиям Брамфилд

 

УИЛЬЯМ
КРАФТ
БРАМФИЛД

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ:
ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ
АМЕРИКАНСКОГО УЧЕНОГО - ФОТОХУДОЖНИКА


     Русский Север в любое время года завораживает очарованием своих лесных пейзажей и старинных городов, расположенных вдоль торговых речных путей на Запад и в Сибирь. Былая слава этих мест - древние храмы, большие и малые, украшающие окрестный пейзаж. Эти места особенно хороши в конце лета, когда комаров не столь много, а солнце еще теплое и щедрое. Для меня, как фотохудожника, это особенно благодатное время. 

      Один из этих городов - Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области, кажется, не затронуло время. Но это, конечно, иллюзия, и хотя город (с населением около 36000 человек) широко праздновал в 1997 г. свое 850-летие, это не значит, что у него сегодня нет проблем. Кризис бюджета и задержки заработной платы имеют место и здесь, как и в любом другом российском городе. Однако за свою долгую историю Великий Устюг научился справляться с напастями и сейчас снова выказывает свой независимый характер.

      В прошлом этой способностью восстанавливать свои силы город был обязан своему стратегическому положению у слияния двух больших рек - Сухоны и Юга, которые образуют третью -Северную Двину. В действительности, название Устюг означает "устье Юга", а эпитет "Великий" был добавлен в конце 16 века, чтобы подчеркнуть важность города как торгового центра. Сеть трех судоходных рек охватывает весь север России, издревле являясь главным средством сообщения. Это привлекло сюда первых русских поселенцев, очевидно, в середине 12 века. Торговый город Новгород регулярно посылал своих купцов, и до середины 15 века предъявлял права на эту область (1).

      Тем не менее Великий Устюг соединил свою судьбу с Москвой и стал важным военным форпостом на Северо-Востоке. В силу этого в средние века Устюг был втянут в многочисленные конфликты. В самом начале 13 века, как свидетельствуют источники, он участвовал в кампании против Волжских Булгар, а в конце 13 века город восстал против монгольских сборщиков дани и де факто установил свою независимость от монгольской власти - редкое событие в те времена.

      Великий Устюг в свое время стал центром мощного подъема Православной Церкви. Один из самых заметных духовных лидеров Святитель Стефан Пермский в 1349 году начал миссионерскую деятельность из Великого Устюга среди нерусских племен к западу от Уральского хребта (2). Стефан впоследствии стал епископом и был канонизирован Русской Православной церковью. Другим местным святым, Прокопию и Иоанну Устюжским, посвящены церкви в центре города на Соборном дворище (см. ниже). Этих святых до сих пор глубоко почитают местные верующие.

      Несмотря на суровый северный климат и большие расстояния между поселениями, в 16 веке Устюг рос и процветал, благодаря развитию торговли России с Англией и Голландией во времена царствования Ивана Грозного. Сейчас он прежде всего привлекает своей патриархальностью, тогда же он был речным портом с типичной портовой суетой. Центральная часть его была обнесена бревенчатой крепостной стеной.

      Как и большинство северных городов Устюг строился почти полностью из дерева, поэтому пожары были его постоянной угрозой. По этой причине в городе не сохранилось церквей, построенных ранее середины 17 века. Невзирая на повторяющиеся пожары, жители всегда заново отстраивали город. Это позволяло поддерживать обороноспособность Устюга. К примеру, в начале 17 века в период междуцарствия, известного как "Смутное время", город, хотя и поврежденный, успешно отразил приступ поляков и участвовал в кампании 1613 года по избранию на царство Михаила, первого царя династии Романовых.




 

        После нормализации торговых отношений с Западной Европой в 17 веке устюжские купцы скопили богатства, на которые и были построены каменные церкви. Главный собор, посвященный Успению Богоматери, построен из камня в 1550-х годах, но, спустя столетие, после того, как большой пожар повредил стены, был перестроен. Одна из богатых купеческих семей Устюга и царь Алексей Михайлович пожертвовали средства на его восстановление (3). В 18 веке Успенский Собор был снова перестроен и получил искусно сделанный иконостас. Собор сейчас находится в стадии завершения реставрационных работ, но его иконостас еще закрыт лесами, и все внутреннее убранство можно осмотреть только по специальному разрешению (4).

      Успенский Собор окружен шестью храмами, которые формируют архитектурный комплекс, известный как Соборное дворище, с прилегающим к нему Архиерейским Двором. Этот ансамбль и соборная колокольня, составляющие главную архитектурную доминанту городского пейзажа, живописно расположены на высоком левом берегу Сухоны. Соборное дворище - подходящее место для начала пешей экскурсии по Устюгу и его красивейшей набережной, представляющей собой один из самых живописных видов Европейской России.

      Кроме Успенского Собора самым примечательным храмом является собор, посвященный Прокопию Устюжскому, построенный в 1668 году. Он также неоднократно перестраивался на протяжении веков, но сохранил декоративные купола с позолоченными крестами. В прошлом собор был частью городского музея, сейчас он возвращен верующим, и его интерьер с иконостасом можно увидеть во время или после церковной службы. 

      Вверх по реке стоят частично отреставрированные церкви Пророка Илии и Леонтия Ростовского, а также большое здание бывшего особняка Булдакова. Но исторический центр находится в противоположном направлении, вниз по набережной, где расположены два лучших городских особняка конца 18 века. Один из них, окрашенный в светло-розовый с белым цвет, первоначально принадлежал купцу Усову. Сейчас там находится главное собрание экспонатов Великоустюгского государственного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В постоянный штат сотрудников музея входят гиды-специалисты, такие как Юрий Петрович Иванов, который может помочь получить разрешение на посещение церквей, еще закрытых для экскурсантов. 


      Несмотря на экономические трудности, усилия властей по сохранению городской архитектуры очевидны. Еще два десятка лет назад церковь Святителя Николая Гостунского (конец 17 - начало 18 века) с ее примечательной отдельно стоящей колокольней использовалась как помещение для лесопильного завода. Удобное местоположение церкви на берегу Сухоны позволяло легко доставлять бревна из реки прямо в здание церкви. Никольская церковь была успешно реставрирована и сейчас используется как музей икон и выставка работ местных художников (5). Устюг имеет не только собственную крупную школу художников, но красотой своих пейзажей и относительно хорошо сохранившейся архитектурой исторического центра притягивает живописцев из других мест.



        Одна из достопримечательностей центра города - главная торговая улица Успенская, которая тянется параллельно набережной и часто из-за малого транспортного потока используется для пеших прогулок. Вдоль ее тянутся дома и магазины 19 века, в одном из которых располагается так называемая    "Северная Чернь", где продаются изделия одного из основных ремесел города - чернение по серебру. Хотя с начала 18 века развитие Санкт-Петербурга уменьшило важность Устюга, как центра торговли и транспорта, город продолжал развивать торговлю и ремесла, такие, как кожевенное, кузнечное, эмалевое. В частности, серебряных дел мастера достигли большой искусности в технике, известной как чернь, и их изделия пользовались большим спросом не только на севере, но и в самом Санкт-Петербурге. Известно, что некоторые из лучших изделий были приобретены царским двором.





        Вниз по реке есть еще группа архитектурных памятников, в том числе и богато декорированная церковь Вознесения. Построенная в 1648-49 гг. в стиле московской посадской церкви, оня является старейшей каменной постройкой в городе. Церковь сохранила свой изначальный облик и сейчас составляет часть местного музея. Внутренне убранство главного пространства церкви украшено высоким иконостасом, сохранившимся во всей красоте провинциального барроко. Более того, к церкви Вознесения, как и многим другим русским православным церквям, пристроены дополнительные приделы. Один из них - придел Воскресения (куда можно попасть по прекрасной внешней лестнице) соперничает своими фресками и небольшим иконостасом с главным храмом.

     В том же районе находится барочная церковь Св. Симеона Столпника (1760-е гг.) с богато декорированной, поодаль стоящей колокольней. К этой церкви, которая выглядит так, как будто она привезена из центральной или южной Европы можно подойти по узким переулкам, плутающим среди деревянных домиков и садов. Именно здесь можно почуствовать, как выглядел город в 18 веке. Церковь еще не открыта для посетителей, но с запада, со стороны набережной или с реки прекрасно вырисовывается ее живописный силуэт.  

      Хотя судоходство практически полностью исчезло на Сухоне, еще действует паром через реку на правый берег, откуда открывается великолепная панорама Великого Устюга. В туристической фирме Администрации Вологодской области уверяют, что вскоре можно будет совершить путешествие на маленьком речном катере из Вологды или Тотьмы в Великий Устюг, по крайней мере в конце осени или начале лета, когда воды в Сухоне достаточно, чтобы не сесть на мель, поскольку дно реки годами содержалось не должным образом.  

      В этом южном районе города есть несколько церквей, соседствующих с роскошными купеческими особняками. Об уровне богатства устюженских купцов свидетельствует, например, искусный орнамент дома купца Шилова (около 1770 г.), расположенного возле изящной вертикали храма Св. Антония. Все эти места можно осмотреть во время речной прогулки.




      Можно вернуться в центр города кружным путем по параллельной Сухоне Красной улице, ранее называвшейся Преображенской, по имени Преображенского монастыря, расположенного как раз на этой улице (наискосок от гостиницы "Сухона"). Два сохранившихся монастырских храма (17 и 18 вв.) сейчас реставрируются. Внутри располагается архив, и доступ туда ограничен. В каждой из этих церквей сохранились в хорошем состоянии огромные иконостасы и, возможно, в будущем церкви будут открыты для посещения. Через три квартала находится гораздо больший монастырь, посвященный Архангелу Михаилу и превращенный в советские времена в техникум. Некоторые из его пяти церквей отреставрированы, включая Архангельский собор (середина 17 века) . Стены его внешней галереи - паперти, связывающие собор с трапезной, расписаны фресками, изображающими монастырскую жизнь, а интерьер собора украшен большим иконостасом, представляющий собой симбиоз барокко и неоклассицизма времен Екатерины Великой (6)



      Богатые устюгские купцы в 18 веке вносили многочисленные пожертвования в монастырские храмы; поэтому некоторые из них украшены настолько искусно выполненными иконостасами, которыми нельзя не восхищаться сегодня как своеобразными страницами северной интерпретации европейского барокко. Самый примечательный пример позднего устюгского барокко находится в Троице-Гледенском монастыре, на противоположном берегу Сухоны, на месте самого раннего местоположения Устюга (7) (Туда можно добраться на частной машине). Строительство главного собора, посвященного Троице, было начато в 1659 г, но из-за финансовых трудностей закончено только в 1690 г. (8).

      Столетие спустя, между 1776 и 1784, новые пожертвования позволили соорудить и расписать прекрасный иконостас, резные фигуры которого в стиле барокко отражают тесные связи Устюга и Санкт-Петербурга. И форма иконостаса и его сохранность изумительны. Все иконы написаны высокопрофессионально в западном академическом стиле, не хуже, чем могло бы быть в католической Европе (9). В этом кроется величайшая загадка. Из Троице-Гледенского монастыря открывается необычайно красивый вид на стоящий на другом берегу город, и еще раз напоминает о важности сохранения этого уголка.

     На обратной дороге из Гледена можно остановиться в слободе Дымково, в котором хорошо сохранились деревянные дома и две величественные церкви преподобного Сергия Радонежского (1739-47 гг.) и Димитрия Солунского (1700-1709 гг.), расположенные на правом берегу Сухоны напротив Соборного дворца**. С любого берега открывается великолепный вид на церкви противоположного берега - еще один пример прекрасного чувства ансамбля, которое отличает исторический Устюг с его деревянными и кирпичными домами на тихих улицах, хранящих**** очарование старины. 

      Разумеется, ансамблю Устюга был нанесен большой ущерб в советский период, но по сравнению со многими другими провинциальными городами Устюг все еще сохраняет дух древнего города, тем более что новые постройки лежат вне его исторического центра.

      В настоящее время главнейшая миссия Устюга заключается в сохранении драгоценного архитектурного и художественного наследия - уникального градостроительного ансамбля.


Вся коллекция фотографий, сделанных У. Брамфилдом в Великом Устюге, хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне


      1. Обзор истории средневекового Великого Устюга см. Шильниковская В.П. Великий Устюг (развитие архитектуры города до середины 19 века).- М., 1973. - С. 8 - 26. Хроники о походах Василия Косого и вятчан см. Летопись Великоустюжанская/ Под ред. А. А. Титовой. - М., 1889. - С.28     

      2. Житие Святителя Стефана Пермского - одно из самых известных житий средневековой русской церкви, написанное Епифанием Премудрым в 1396 г, "Житие Стефана Пермского", было предметом многочисленных исследований, в т.ч. см. Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. -М.: "Наука",1970. - С. 73-80     

      3. Анализ архитектурного комплекса Успенского Собора в Великом Устюге: см. Бочаров Г.Н., Выголов. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. - М., 1983. - С. 92-117.     

      4. О развитии кафедрального иконостаса см. Бочаров Г.Н. Классические иконостасы Великого Устюга// Русский классицизм второй половины 18 - начала 19 века /Под ред. Г. Г. Поспелова. -М.,1994.     

      5. Фотосвидетельства об использовании помещения церкви Св. Николая как лесопильни см. Тельтевский П.А. Великий Устюг. -М., 1977. -С. 100     

      6. Проект Собора Архангела Михаила см. Тельтевский П.А. Великий Устюг. - М., 1977. С. 24-26. Бочаров Г.Н., Выголов Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - М., 1983 - С 196 -203.     

      7. Не существует точных документальных данных о дате основания Троице-Гледенского монастыря, однако, очевидно что это один из старейших монастырей па Севере. Возможные даты см. Шильниковская В.П. Великий Устюг (развитие архитектуры города до середины 19 века).- М., 1973. - С. 113 - 114.     

      8. После смерти двух старших братьев, третьему, Владимиру Грудцыну было завещано его тестем Филаретом (старшим в монастыре) завершить постройку собора. Василий пренебрег обещанием, и только когда игумен монастыря обратился к Патриарху Иоакиму в Москве, Грудцын выделил средства на постройку около 1690 г. см. Бочаров Г.Н., Выголов Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - М., 1983. - С.249-250.     

      9. Заметки по иконографии иконостаса Троицкого собора и его связи с западным церковным искусством см. Онах К. Иконостасы Великого Устюга, Саблин В.А Великий Устюг: краеведческий альманах, Том 1. - Вологда, 1995, - С. 180 - 194. Данные по определению авторства мастеров иконостаса (резчиков, позолотчиков, живописцев) см. Бочаров Г.Н., Выголов Сольвычегодск, Великий Устюг. Тотьма. - М., 1983. - С.225 -257.