(15.04.1926 – 13.05.1998)
Скульптор, график, заслуженный художник России.
Всем нам известна дорога Ломоносова, которой прошёл будущий великий русский ученый из Холмогор в Москву. Сейчас это современное шоссе Архангельск – Москва. С этой дорогой связано немало исторических событий, здесь немало исторических мест: это и Архангельск, построенный по указу царя Ивана IV, это и Холмогоры, рядом с которыми в деревне Мишанской родился М. В. Ломоносов, это и Вологда, чуть не ставшая столицей Российского государства, это и старинные русские города – Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский и, конечно же, и сама Москва. Все эти места связаны со многими славными именами различных государственных деятелей, военных, учёных, писателей, поэтов, художников. И один из них известный скульптор, заслуженный художник России Валентин Андреевич Михалёв.
С произведениями В. А. Михалёва можно познакомиться в Москве: в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, в Государственном литературном музее, в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. на Поклонной горе; в Санкт-Петербурге его работы экспонируются в Государственном Русском музее. В Архангельске более 30 произведений Михалёва: в Музее изобразительных искусств, в Краеведческом музее, в Доме-музее сказочника и художника Беломорья С. Г. Писахова. На родине Михалёва – в старинном вологодском посаде Верховажье, в Верховажском историческом музее экспонируются десять скульптурных работ художника, его рисунки, имеется архив библиографических материалов. Вообще же произведения скульптора представлены более чем в сорока музеях нашей страны и за рубежом.
Недалеко от Верховажского исторического музея в деревне Сомицино (Рябково) сохранился дом, в котором 15 апреля 1926 года родился Валентин Андреевич Михалёв. Дом находится у самой дороги, по которой прошёл в Москву юный Ломоносов. Можно сказать, символично, что жизненный и творческий путь Михалёва проследовал этой дорогой: родился он на Вологодчине, долгие годы жил в Архангельске, последние годы его жизни связаны с Москвой.
В 1929 году Валентин с родителями и младшим братом попадает в Архангельск, где прошли его детские и школьные годы. Отец – А. А. Михалёв работал в Архангельском пароходстве, был судовым электромехаником, моряком дальнего плавания. Родители, чтобы занять неугомонного мальчишку, приобщили его к рисованию, чем он с увлечением и занялся. Сначала Валентин начал посещать художественный кружок при архангельском Дворце пионеров (преподаватель художник В. А. Чех) и городскую изостудию (преподаватель художник М. С. Зданович). Позже пробовал работать учеником художника в Архангельском городском цирке.
В 1941 году, накануне начала Великой Отечественной войны, Валентин Михалёв выслал свои акварели и рисунки в Приемную комиссию для поступления в Ленинградское художественное училище.
Однако продолжение художественного образования пришлось отложить на многие годы. Во время войны Валентин Михалёв работал в Арктическом пароходстве. Плавал юнгой, матросом на ледоколе «Георгий Седов», участвовал в зверобойных промыслах на Белом море, зимовал на Диксоне, плавал на ледоколах в полярных широтах Северного Ледовитого океана. Ему довелось пережить все тяготы военного лихолетья: налеты вражеской авиации, спасение товарищей, потерпевших кораблекрушение, тяжелый, изнурительный физический труд, недоедание, дикий холод и т.д. Военная Арктика была, как никогда, полна опасности и риска. В конце войны, в составе группы моряков Северного Морского пароходства Валентин работал в портовых городах Польши и Германии по приёму судов по репатриации. Безусловно, события этих суровых лет нашли отражение во многих, многих его работах, начиная с юношеской фарфоровой композиции «Юнга, сын корабля». И даже тогда, в недолгие свободные минуты военного времени, Валентин занимался рисованием (в основном, это портреты его товарищей-моряков), по всей видимости, угадывая предначертанность своей судьбы художника.
После окончания войны, в 1945 году, Валентин Михалёв поступил в Ленинградское художественное училище на Таврической, скульптурный факультет которого окончил в 1951 году. Его преподавателями в художественном училище были: известные скульпторы – Л. М. Холина, В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, также художники – Н. М. Пугачев, Л. А. Месс и Л. И. Лизак, сразу же отметившие незаурядные способности Михалёва, самобытность его дарования, большую целеустремленность и работоспособность. В годы обучения он проходил художественную практику на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова, где им был создан ряд скульптурных композиций, переведенных затем в фарфор, некоторые из этих студенческих работ были приобретены заводом для массового производства, а композиция «Кот и повар» попала в постоянную экспозицию Государственного Русского музея в Ленинграде. Его дипломная работа – композиция «Пушкин и няня», также выполненная в фарфоре, была приобретена Государственным литературным музеем в Москве.
После окончания художественного училища в Ленинграде. Михалёв с семьей возвратился в Архангельск, где в 1952 году вступил в Архангельскую организацию Союза художников Российской Федерации. В 1954 году Михалёва приняли в члены Союза художников СССР.
С первых своих творческих шагов Михалёв заявил себя как художник «большой темы» и в поисках своего пути в искусстве, как истый северянин, он прежде всего обратился к своим «истокам» – Русскому Северу, к образам своих земляков, первым из которых был великий Михаиле Ломоносов. Начал Валентин Михалёв свою «ломоносовскую» тему ещё в студенческие годы с портрета-барельефа, а одна из первых его крупных скульптур – «Юный Ломоносов», где юноша изображён в полный рост. Композицией «Юный Ломоносов» Михалёв принимал участие в конкурсе 1953 года, был награжден второй премией. Один из известных портретов Ломоносова выполнен им в 1962 году в красном дереве (квебрахо). Впоследствии скульптор ещё не раз возвращался к образу Ломоносова.
Большой творческой удачей Михалёва явился портрет Георгия Седова, выполненный в белом мраморе (1955 г.). Испытав сам все трудности суровой Арктики. Михалёв в портрете Седова воплотил идею противостояния мужества и воли человека в борьбе с арктической природой. Эта работа обратила на себя внимание художественной общественности. Газета «Советская культура» писала: «Прекрасный портрет Георгия Седова создал скульптор В. Михалёв. Это большое, настоящее искусство. От портрета веет романтикой северных походов, как будто слышишь шум льдов и плеск холодных северных вод… Это живой, борющийся человек, с горячим и твёрдым сердцем, непокорный, волевой, настойчивый, великий путешественник и романтик».
В 1957 году, после успешного участия Михалёва в выставке молодых советских художников, посвященной VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве, Союз художников СССР предоставил ему трёхмесячную творческую командировку в Китай. Так, волею судьбы, властно и на долгие годы ворвалась в его творческую жизнь «китайская» тема, неповторимый и непостижимый Китай, древний и чарующий воображение.
Однако навсегда Валентин Михалёв остается верен «северной» теме в своем творчестве, недаром художественные критики называли его «Певцом Севера».
Валентин Михалёв прожил долгую насыщенную творческую жизнь. Он всегда много и увлечённо работал; бывал в творческих поездках по Русскому Северу, в Ненецком национальном округе, много путешествовал по нашей огромной стране; успешно выступал на всех крупнейших художественных выставках: всесоюзных, республиканских, зональных, международных и зарубежных; избирался в члены Правления Союза художников СССР и РСФСР; был награждён многочисленными почётными грамотами, дипломами Союза художников СССР и РСФСР, Министерства культуры СССР, награждён орденом «Знак Почёта» (1967 г.); ему было присвоено почетное звание Заслуженного художника Российской Федерации (1965 г.); он был избран председателем Архангельской организации Союза художников Российской Федерации (1966 г.); многие годы избирался в зональные выставочные комитеты; был награжден Серебряной медалью Российской Академии художеств за цикл работ «Образы Китая» (1991 г.).
Многочисленные зарубежные творческие поездки всегда давали большой стимул творчеству художника. Знакомство с мировым изобразительным искусством, культурой, традициями, природой разных стран давали возможность расширению художественного кругозора. Валентин Михалёв объездил почти всю Европу: посетил Чехословакию, Польшу, Германию, Австрию, Венгрию, Грецию, Францию, Финляндию; неоднократно был в длительных творческих командировках в Италии и Китае; с Рейсом мира совершил круиз по Скандинавским странам и странам Северной Европы и Балтийского моря; побывал в США.
Валентин Михалёв известен прежде всего как портретист, мастер психологического портрета. Человек – главное в его творчестве. Им создана целая портретная галерея северян – людей известных и самых простых, обыкновенных, но интересных художнику своей яркой самобытностью. Принципиально важен для скульптора был непосредственный контакт с портретируемым, почти все его портреты «натурны», то есть лепились с «живой» натуры, художник общался с героями своих портретов.
Хорошо известны его портреты: «Ненецкий школьник». «Портрет профессора хирурга Г. А. Орлова», «Сказочник Степан Писахов», «Президент Новой Земли Тыко Вылка», «Сказительница Марфа Крюкова», «Портрет оленевода Н. Е. Ледкова». «Портрет основателя и художественного руководителя Северного народного хора А. Я. Колотиловой». «Капитан сейнера «Пескарь» А. Малыгин», «Портрет писателя Н. Телешова», «Портрет народной артистки СССР А. К. Тарасовой», «Портрет писателя и публициста Саввы Тимофеевича Морозова (внука)», «Геолог А. Шило», «Поэт Алексей Марков». «Землепроходец, капитан карбаса «Щельи», помор Д. Буторин», «Кукольница Ульяна Бабкина» и многие, многие другие.
Михалёв обращался в своем творчестве и к историческим портретам, так им были созданы: «Основатель русского флота Петр I», «Портрет полярного художника А. Борисова», «Портрет исследователя Арктики В. Русанова», «О. Ю. Шмидт». «Писатель Лу Синь», «Китайский художник Ци Байши» и др.
Есть в его творчестве немало и тонких лирических портретов – проникновенных женских образов: «Кира», «Портрет дочери», «Музыковед Пекинской консерватории Ли Инхуа», «Школьница из Шанхая» и др.
Хорошо известны композиции Валентина Михалёва, выполненные в самых разных скульптурных материалах – дереве, граните, мраморе, кованой меди, бронзе, такие как: «В космос (Юрий Гагарин)», «Под небом тундры», «На крайнем Севере». «Рыбаки Заполярья», «В Мурманском порту», «Эхо войны» («От Советского информбюро») и др.
Валентин Михалёв является также автором ряда монументальных проектов: в Архангельске на берегу Северной Двины сооружен Памятник воинам-северянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (1969 г.; соавтор Ю. Л. Чернов); в Архангельске же им создан ряд памятников-мемориалов на воинских захоронениях, надгробие писателю Г. Суфтину и др. В Котласе воздвигнут памятник Северодвинской флотилии 1918 – 1920 гг.; в Вологодской области (деревня Блудново) скульптором сооружен памятник на месте захоронения поэта Александра Яшина и др.
В 1972 году В. А. Михалёв вместе с семьёй переезжает на постоянное жительство в Москву и становится членом Московской организации Союза художников Российской Федерации. Но, уже живя в Москве, Михалёв продолжает работать над «северными» образами, часто созданию новых работ предшествуют поездки в Вологду, Петрозаводск. Мурманск, Нарьян-Мар, Диксон…
Скульптора всё больше увлекает тема героев Арктики, мужественных людей, посвятивших жизнь единоборству с вечным ледяным безмолвием. Блестящий портретист, Михалёв умеет выделить в портрете главные черты, суть характера человека, бесстрашно вступающего в борьбу со стихиями природы, неизменно побеждающего. Среди его портретируемых есть, действительно, «люди из легенды»: первые покорители Северного полюса, землепроходцы, полярные капитаны и лётчики, а также те, кто совершил первый героический перелёт через Северный полюс в Америку. И ценно то, что он успел их вылепить с натуры, что они приходили позировать в его мастерскую, что он смог запечатлеть их для будущего, ведь эти люди принадлежат истории XX века. Это и «Кавалер Золотой Звезды I степени, генерал-майор авиации А. В. Ляпидевский», и «Генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Г. Ф. Байдуков», и «Заслуженный штурман СССР, флаг-штурман полярной авиации В. И. Аккуратов», и «Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза И. П. Мазурук», и «Доктор географических наук, лауреат Государственной премии СССР, Герой Советского Союза Е. И. Толстиков», и «Капитан ледокола «Георгий Седов» Э. Г. Румке», командовавший этим ледоколом в годы войны, когда там служил юнгой Валентин Михалёв, и многие, многие другие достойные, знаменитые, известные люди – покорители Арктики.
Есть в «арктической» серии работ Валентина Михалёва и обобщённые аллегорические образы-символы: «Арктика», «Полярная ночь», «Северный Ледовитый океан», «Реквием (памяти Георгия Седова)» и другие композиции, в которых скульптор стремится пластически отобразить могучие силы природы – одновременно загадочной, угрюмо-таинственной и, по-своему, красивой.
В результате напряжённой работы, в 1982 году в Москве состоялись персональные выставки художника на «арктическую» тему, получившие большой резонанс. На торжественном открытии выставок сначала в Политехническом музее (выставка «Наша Арктика»), а затем в Музее Морского флота СССР (выставка «Арктика»), присутствовали многие портретируемые, вставшие на вернисаже рядом со своими скульптурными портретами. Это получилось трогательно и незабываемо.
В центральной прессе было немало высоких отзывов, вот один из них:
«... Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую...»
Почему и впрямь вспоминаешь пушкинские слова и приходит лёгкая, невесомая грусть, стоит начать разглядывать, узнавать людей в череде портретов, над которыми работает ваятель – Валентин Михалёв? Не оттого ли, что все эти люди – властители дум моего далёкого детства, моей юности, и неужели это правда, что герои тоже стареют?
Но нет, они всё те же – они из давней Страны Легенды, но только годы идут, и годы берут своё. Ляпидевский, Водопьянов, Мазурук, Черевичный, Папанин, Байдуков...
...Люди из легенды – художник лепит их с натуры. Их лица несут на себе печать особой нравственной пробы... Папанин очень хорошо сказал: «Россия издавна заворожена Арктикой». Недаром вся серия портретов замышлена так, что её символически открывает образ великого помора Михаилы Ломоносова: «...Колумб российский между льдами спешит и презирает рок». И неспроста входит в эту череду портретов Георгий Седов – подвижник и победитель суровой Арктики...
...Здесь видишь, сколь непреходяще жив портрет психологического наполнения, портрет-характер человека, а через него нравственный лад, духовную атмосферу эпохи...
Вот она, слава истории, которой прошагала страна, – люди, сегодня среди нас живущие… И потому прочь её, грусть, – весел, ваятель, вхожу я в твою мастерскую!»
(Газета «Советская культура» от 29 июня 1982 г. из статьи В. Ольшевского «Из легенды (В мастерской скульптора!)»).
А вот что сказал сам скульптор Михалёв о своей портретной «арктической» галерее: «Хочу, чтобы жили мои портреты дольше, чем одну минуту зрительского восприятия. Не о себе забочусь: тот извечный вопрос, заданный поэтом перед своим творением: «Ты им доволен ли, взыскательный художник?» – кто из нас вправе на него ответить утвердительно? Но если уж мне посчастливилось в юности быть свидетелем славных дел всех тех людей, которые в нынешние свои годы прошли через мою мастерскую, то я хочу, чтоб их знали и в наши дни, чтоб остались они в искусстве...».
О творчестве скульптора Михалёва писали многие искусствоведы и художественные критики, высоко оценивая его произведения.
Дорогого стоит оценка художника, принадлежавшая Е. Ф. Белашовой – известному советскому скульптору, народному художнику СССР, лауреату Государственной премии СССР, профессору, председателю Союза художников СССР, назвавшей Валентина Андреевича Михалёва «...настоящим русским талантом...» (дарственная надпись к каталогу собственной персональной выставки, 1967 г.).
А старейший, прославленный скульптор, академик Л. Е. Кербель так писал В. А. Михалёву: «...Ваятелю северных широт, с удовольствием за то, что не подвел мои надежды, когда впервые поверил я в тебя, как художника. Это было давно, а теперь ты маэстро и за это тебе спасибо. Твой Лев Кербель. 10.02.1978 г.».
Как уже было отмечено, Михалёв многие годы работал над «китайской» темой, которая прочно вошла в его творчество еще в конце 1950-х гг. после первой поездки скульптора в Китай. Свои впечатления об этой стране, ее искусстве, древней истории обогатились у художника и во время второй, знаменательной для него поездки в 1985 году. В. А. Михалёв долгие годы был членом Центрального Правления Общества советско-китайской (затем российско-китайской) дружбы. Он много общался с китайскими деятелями культуры: художниками, искусствоведами, артистами, писателями, театральными деятелями.
Романтическое восприятие художника помогло ему запечатлеть живые черты современного Китая, передать восторг перед великими тружениками, бережно сохраняющими свои вековые традиции и памятники, дошедшие «из глубины веков», – как и назвал он серию своих барельефов, выполненных в шамоте на темы глубокой китайской древности. Работы Михалёва на «китайскую» тему получили широкую известность и признание: «Хранитель Кантонского храма», «Уличный музыкант из Ханчжоу». «Писатель Лу Синь», «Художник Ци Байши». «Старейший скульптор Нанкина Лю Яфан». «Хранитель храма Пятисот будд», «Актеры китайской Национальной оперы» и др.
С работами «китайского» цикла скульптор выступал на нескольких персональных и групповых выставках: передвижная выставка «Китай – Корея» (совместно с Д. К. Свешниковым; Архангельск – Северодвинск – Москва – Ленинград, 1959 г.): выставка московских художников «Советские художники о Китае» (совместно с известными художниками Д. Шмариновым, О. Верейским и др.) в Доме дружбы с народами зарубежных стран (Москва, 1984 г.); персональная выставка в Центральном институте искусств Китая (Пекин, 1985 г.); персональная выставка «По Китаю» в Культурном центре Агентства печати «Новости» (Москва, 1987 г.); персональная выставка «Китайские мотивы» в Доме дружбы с народами зарубежных стран (совместно с китайским художником Шао Вейка; Москва, 1987 г.). И, наконец, как итог почти сорокалетнего труда художника Михалёва на «китайскую» тему, в 1989 году в Москве, в Центральном Доме художника состоялась его большая персональная выставка «Образы Китая». Вскоре значительная часть этого цикла работ экспонировалась в залах Третьяковской галереи на выставке соискателей Государственной премии России им. И. Е. Репина, номинантом которой был и В. А. Михалёв. Выставка «Образы Китая» принесла автору большой успех, о ней много писали известные искусствоведы, такие как: Н. Воронов, В. Ольшевский. Ю. Нехорошев и др.
Высоко был оценен цикл «китайских» работ Валентина Михалёва и уже посмертно в статье-некрологе «Прощание с мастером» членов Российской Академии художеств (Л. Е. Кербель, Ю. Г. Орехов, М. М. Мечев): «...В Москве и Пекине прошли большие яркие выставки работ Михалёва. Об этих выставках много писали. О том, что скульптор видел сверхзадачу своего китайского цикла в создании пластической поэмы, вобравшей в себя мелодику современную и традиционную, ритмы эпические и лирические, образы жизненно конкретные и подсказанные ассоциациями, навеянные тысячелетней культурой страны. Как тут не вспомнить слова великого нашего писателя об «удивительной отзывчивости русского таланта к радости и заботам, делам и дням иных земель, народов и стран». Благородная напряжённая работа Михалёва в течение многих лет над «китайской» темой может служить примером творческой самоотдачи и целеустремлённости для других художников. Некоторые работы цикла «Образы Китая» вошли в собрание Государственного Русского музея и Третьяковской галереи были удостоены Серебряной медали Академии Художеств...»
Валентин Михалёв хорошо известен и как прекрасный рисовальщик. Он всегда много и увлечённо рисовал с натуры. Он оставил большое собрание рисунков (тушь, перо, карандаш, фломастер): портретов, натюрмортов, пейзажей, жанровых мотивов, путевых зарисовок.
Валентин Михалёв всегда был «пишущим» художником. На протяжении многих лет его статьи часто появлялись в газетах «Культура», «Известия». «Труд». «Литературная Россия». «Правда Севера», в журналах «Искусство», «Художник», «Творчество», в альманахе «Панорама искусств» и др.
В последние годы жизни художник начал писать литературные воспоминания, публицистические статьи и заметки. В этих его статьях – размышления о богатом творческом опыте, творческих изысканиях, об интересных поездках, о людях, оставивших яркий след в жизни художника. В 1991 г. Михалёв совершил дальнюю поездку в США. И об этом своем путешествии он успел написать образно и живо.
Так им был создан сборник статей и воспоминаний «Сполохи», издать который самому не довелось, это сделали его земляки уже после смерти художника.
13 мая 1998 года В. А. Михалёв умер, он похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. На надгробии установлен его автопортрет, выполненный скульптором в бронзе в последние годы жизни.
На безвременную кончину скульптора Михалёва Академия Художеств Российской Федерации откликнулась статьёй «Прощание с мастером», где дана высокая оценка всему творческому наследию Михалёва, его произведениям, посвященным Северу, его портретному мастерству, циклу работ на «китайскую» тему. Завершается текст статьи очень важным посланием ко всем нам – наследникам его творчества: «...Валентина Андреевича Михалёва не стало... Наследие его достойно высокого уважения и не должно пропасть. С именами известных мастеров реалистического русского искусства уходит в прошлое история нашего столетия. Их произведения не только знамение эпохи, но и школа постижения сущности Человека XX века. Сохранить это искусство для грядущего почётная задача Министерства культуры, Союза художников России и многих общественных организаций и меценатов. Настало время решить проблему сохранения художественного наследия мастеров России кардинально, оперативно, осмысленно. Это наша святая обязанность». (Вице-президент Академии художеств России, действительный член Академии художеств России, народный художник России, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, профессор, скульптор Л. Е. Кербель; Вице-президент Академии художеств России, народный художник России, лауреат Ленинской и Государственных премий, скульптор Ю. Г. Орехов; Член-корреспондент Академии художеств России, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии России им. И. Е. Репина, график М. М. Мечев).
Своего рода завещанием будущим художникам стали слова скульптора В. А. Михалёва из вступления к его сборнику статей «Сполохи»: «Я глубоко убеждён, что в грядущем тысячелетии (а оно уже на пороге) в искусстве сохранится Красота, достоинство и уважение к Человеку, что художник не перестанет восхищаться природой нашей маленькой планеты Земля, видеть в ней неиссякаемый источник вдохновения, благословенный Богом...».
При создании страницы использованы материалы буклета «Дорогой Ломоносова»
Автор статьи – Л.В. Солоцинская