(10.01.1946 – 02.06.2013)

Живописец, монументалист.

Родился 10 января 1946 года в Чите. Окончил Иркутское художественное училище (1966 – 1970), затем – Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (1970 – 1976). Работал в технике масляной живописи в жанре пейзажа. Участник выставок с 1967 года. Член Союза художников России с 1992 года.

С 1976 года постоянно жил и работал в Вологде. Произведения художника находятся в коллекциях ВОКГ, ВУГИАХМЗ, в Картинной галерее Е. М. Лунина, в Чагодощенском музее истории и народной культуры и в частных собраниях в России и за рубежом.

Плывут над Русью облака

В богатой палитре современной вологодской живописи у Виктора Сысоева есть своя особая тональность, своя мелодика и индивидуальное лицо. Поклонники творчества художников-вологжан больше всего знают и любят Сысоева как пейзажиста-лирика. Хотя сам художник отвергает это узкое восприятие своих творческих интересов. Действительно, немногие воспринимают его как автора росписей и мозаичных панно, украшающих общественные здания нашего города. А он, ученик Ю. К. Королева, ведущего в 1970-х годах московского художника-монументалиста, старался доказать свою серьезную профессиональную подготовку и желание работать в этой области. По прошествии лет, знакомясь с его подготовительными рисунками к монументальным панно, отмечаешь удачные тематические и композиционные решения произведений, так и оставшихся в эскизах. Востребованность этой области его творчества в нашем городе была, увы, невелика и непостоянна. Но, отказавшись в силу объективных обстоятельств от монументальной практики, Виктор нашел себя как художник-станковист.

На первые десятилетия работы в Вологде Виктора Сысоева пришлось и увлеченное занятие портретом. В конце 1970-х и в 1980-е годы им создан ряд убедительных по мастерству произведений этого жанра. К ним можно отнести строгий, монументальный по форме образ майора милиции В. Стельмаха (1977), обаятельный, мягкий по трактовке и живописной пластике «Портрет жены» (1974) и обстоятельный, богатый по антуражу «Портрет Петра Саблина» (1980). Оценивая их по достоинству, понимаешь, какое большое значение в творческом становлении и сложении почерка художника Сысоева имела школа классического русского искусства, пройденная им в годы учебы и в Иркутске, и особенно в Москве. Особое внимание к рисунку, строящему форму, фактурная убедительность, композиционная завершенность и продуманность всех деталей – вот отличительные черты практически всех произведений художника, начиная от ранних и кончая работами последних лет. Говоря об этом, я вспоминаю один из студенческих натюрмортов Сысоева, поразивший меня своей профессиональной завершенностью и выразительным живописным качеством. Художник намеренно сохранил его не только как трогательную память о годах учебы, а скорее как эталон вдумчивого, серьезного отношения к своему делу, полученному в академической школе.

Пейзажный жанр, на мой взгляд, Сысоевым был выбран не случайно. Человек эмоциональный, тонко чувствующий, но в то же время застенчивый и немногословный, в мотивах природы он находит созвучие своему душевному состоянию. Именно этот жанр позволил ему наиболее полно выразить себя и свое отношение к окружающему миру. К процессу рождения каждого пейзажного полотна Сысоев подходит как к священнодействию. Он долго выбирает мотив, отвечающий его настроению и мыслям, ходит на этюды, чтобы запечатлеть точное световое и цветовое состояние природы. Верный традициям реалистической живописи художник создает своего рода портрет избранной натуры, стараясь открыть в ней новые, не замеченные никем ранее качества. В уже знакомых много лет видах Вологодского кремля он открывает для нас уютные уголки возле старых башен, окруженных молодой зеленью, живописную красоту старого архиерейского пруда. Глядя на эти пейзажные картины Сысоева, понимаешь, как много еще есть неизведанного и не увиденного художниками в родном для них городе.

Незамутненный взгляд первооткрывателя отличает и пейзажи художника, написанные в Тотьме и Кириллове, Белозерске и Устюжне, Вытегре и Великом Устюге. В этих старых исторических городках русского Севера он отыскивает неброские следы прошлого. Вот через этот низкий арочный проем когда-то проходили, склонив головы, послушники теперь уже не существующего Гледенского монастыря. В этом тихом тотемском церковном дворике отдыхали странники, шедшие когда-то по святым местам Северной Фиваиды. Да мало ли этих трогательных мотивов, пропитанных памятью поколений, запечатлел художник, сердцем угадав в них ту единственную, верную интонацию, что сразу определяет характер изображения. Перечисляя города и поселки нашей области, трудно назвать место, где бы ни работал Сысоев.

Начиная с 1980-х годов, он постоянный участник практически всех вологодских пленэрных поездок, а часто их инициатор и руководитель. С большой теплотой и трепетом вспоминает он работу в Доме творчества Союза художников на Академической даче имени И. Е. Репина в Тверской области, куда собирались маститые и начинающие авторы из разных уголков России. Было чему поучиться, а главное, ощутить свое место в бурлящем потоке современного искусства. Пленэрные поездки, как правило, завершались выставками, где перед публикой открывалось удивительное зрелище того, как по-разному сквозь призму собственного глаза и сердца отражались на полотнах художников леса, поля и воды. Результаты пленэров выливались в серьезные завершенные картины, рассказывающие о родной земле. Но и к этюду как таковому у Виктора отношение особое. Уже в нем художник стремится к завершенности. Общий колористический строй включает в себя полутона и тонкие цветовые нюансы. Характер живописного мазка то волнообразный, то вихрящийся вносит даже в простой мотив внутреннюю напряженность и взволнованность.

На протяжении последних лет в творчестве Виктора Сысоева ведущим жанром по праву можно считать архитектурный пейзаж. Гармония сочетания средневековой храмовой архитектуры с окружающим ее ландшафтом не может не волновать сердце чуткого к красоте человека. И чувствуется, что Виктор, создавая очередное произведение, наслаждается этой гармонией мира. В его произведениях нет конфликтных столкновений и какого-либо противостояния. Вот потому не монументальную величавость архитектурных памятников выносит он на первый план. Ему ближе мысль о том, что рукотворное чудо есть гармоничное отражение помыслов и чувств человеческих. Задумчивой грустью, как осенним туманом, окутана башня Спасо-Прилуцкого монастыря. Она также зябко ощущает дыхание ненастья, как и тонкое деревце, сбросившее листву, как притихшие воды протекающей рядом реки, а значит, и как человек, увидевший этот мотив. Одним из привлекательных качеств пейзажей Сысоева является их созерцательная простота и убедительность мотива.

Как художник-реалист, он не позволяет себе вольно обращаться с правдой натуры. Верного образного звучания темы он добивается гармонией тональной живописи, продуманной композицией, где не последнюю роль играет точная прорисовка формы. В процессе работы Виктор большое внимание уделяет рисунку. В предварительных набросках решается общий композиционный замысел, оттачиваются детали изображения. Сохраняя цельность видения образа, художник не позволяет себе увлечься какой-то яркой и «выгодной» в изобразительном плане деталью. Так, на мой взгляд, произошло с картиной «Облетают листья золотые». Чтобы сохранить характерное состояние мотива золотой осени в старом русском городке, он приглушил звучность эффектной желтой листвы дерева на фоне белой колокольни и серого неба. И рождается образ, знакомый каждому с детства, пробуждающий массу теплых воспоминаний о родной российской земле.

Мне думается, что В. Сысоев убежден в неисчерпаемых возможностях и в приоритете реалистического метода творчества. Работая рядом со своими сверстниками и друзьями, исповедующими более новаторскую по форме и декоративную по живописи манеру, он никогда не подпадает под их влияние. В этой убежденности и преданности своему пути – сила и достоинство Сысоева-художника. Это заставляет уважать и ценить его как своеобразную индивидуальность и неповторимую творческую личность.

Любовь Соснина, искусствовед


Новости по теме