«Кубок Севера» призван всемерно способствовать развитию творчества молодых исполнителей, совершенствованию их профессионального мастерства, исполнительской культуры, выявлению новых талантливых музыкантов, а также широкой популяризации музыки для народных инструментов. В состав жюри входят крупнейшие мастера-исполнители и ведущие педагоги музыкальных вузов России, СНГ и Зарубежья. Конкурс предлагает разнообразные номинации, представляющие народные музыкальные инструменты, получившие статус «академических» и ставшие известными в разных странах мира: русские баян, балалайка и домра, белорусские цимбалы, итальянская мандолина.
Из истории
В 1992 году в истории Череповца произошло знаменательное событие – состоялся первый профессиональный международный конкурс исполнителей на народных музыкальных инструментах. Пожалуй, только теперь начинаешь в полной мере осознавать всю сложность поставленных тогда перед создателями этого музыкального состязания задач, решить которые помогли чисто русские качества: находчивость, изобретательность, одержимость идеей, вера в успех этого поначалу вызывавшего снисходительные усмешки грандиозного проекта.
Трудно представить, но само понятие «Международный конкурс» для исполнителей на народных музыкальных инструментах очень долго в нашей стране было «хрустальной мечтой», осуществление которой казалось невозможным. Музыканты-народники годами играли роль «пасынков» в мире музыкального исполнительства. Уровень развития их репертуара и техническая оснащенность считались недостаточно зрелыми для того, чтобы проводить в нашей стране специализированные международные конкурсы, хотя в мире и в Европе подобные музыкальные состязания стали появляться начиная с 50-х годов XX века и приобрели большую популярность у музыкантов и зрителей. Первой ласточкой, возвестившей об изменении художественного и творческого статуса музыкантов-народников в СССР, стало учреждение в 1989 году Международного конкурса баянистов и аккордеонистов. Он состоялся в 1990 году в Москве. Возможность его организации и проведения была обусловлена многолетними успешными выступлениями советских исполнителей на различных международных конкурсах в Европе и в Америке, а также возрастанием престижа народных музыкальных инструментов среди исполнителей и композиторов.
И вот на подъеме этой волны родилась идея создать на Северо-Западе России небывалый конкурс, где могли бы соревноваться в мастерстве не только баянисты и аккордеонисты, но и балалаечники, домристы, гитаристы, цимбалисты, мандолинисты. Где можно было бы услышать не только русские народные музыкальные инструменты, но познакомиться с музыкальной культурой и инструментарием других государств Европы и мира. У колыбели этого художественного проекта стояли известные в музыкальных кругах нашей страны заслуженные деятели искусств Републики Карелия, профессора кафедры народных инструментов Петрозаводской консерватории В.А. Соловьев и В. Л. Калаберда, а также директор Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина, заслуженный работник культуры РФ Е. В. Покатилов.
С 1992 по 1997 год в Череповце состоялись три международных конкурса исполнителей на народных музыкальных инструментах «Кубок Севера» (октябрь 1992 года, апрель 1994 года, октябрь 1997 года). От конкурса к конкурсу росло количество стран-участниц. Если в первом «Кубке Севера» приняли участие 7 стран СНГ и мира (Россия, Украина, Белоруссия. Болгария, Польша, Франция, Кипр), то на втором их было уже 11 (Россия, Украина. Белоруссия. Литва, Болгария, Испания, Голландия, Норвегии. США. Финляндия, Югославия).
Третий конкурс расширил свою географию за счет стран азиатского региона. Впервые в Череповце выступили музыканты из Японии. Всего было представлено 8 стран (Россия, Украина, Белоруссия. Норвегия. Чехия, Югославия, Япония. Китай). Сжатые сроки переоформления виз не позволили многим участникам выступить в Череповце. Из-за этого не смогли приехать музыканты из Австралии. Болгарии. Германии, Дании. Польши. Тем не менее, в день открытия конкурса в проведении жеребьевки приняли участие 110 музыкантов из многих стран мира
Особенностью Череповецкого Международного конкурса является стремление расширять количество номинаций, что позволяет показать музыкантов разных специальностей. Так, на II Международном конкурсе «Кубок Севера» была заявлена секция редких национальных инструментов в номинациях бандура (Украина), бирбине (Литва), гусли (Россия), кантеле (Карелия), курай (Башкортостан), сопилка (Западная Украина). Впервые на вологодской земле прозвучали неизвестные для нас духовые народыне инструменты – литовский бирбине и башкирский курай. Но поскольку нигде аналогичные состязания музыкантов не проводились, то у жюри секции редких народынх инструментов возникли большие проблемы в выборе критериев оценок выступлений. Дело в том, что исполнительство на редких народных инструментах существует в двух разновидностях: как народное, сохраняющее архаическую конструкцию инструмента и технику игры, и как академическое, имеющее много общего с техникой игры и репертуаром «классических» инструментов. Так, например, литовский бирбине теперь настолько усовершенствован, что ему под силу исполнение произведений Баха и больших концертов современных авторов. Поэтому единого основания для оценок столь разных по своему бытованию инструментов быть не может. Кроме того, представительность инструментов в этой секции не соответствовала стандартам международного конкурса, поскольку соревновались между собой представители разных школ одной страны.
Учитывая эти выявленные в процессе работы II Международного конкурса «Кубок Севера» проблемы, решено было в дальнейшем секцию редких национальных инструментов (включая гусли, цимбалы, кантеле, бандуру) заявлять только при создании прецедента международного состязания музыкантов, играющих на инструментах этой группы, или проводить выступление музыкантов в этой секции в рамках фестиваля исполнителей на редких народных музыкальных инструментах.
Новшеством «Кубка Севера-3» стало создание еще одной новой секции — «Дирижирование народным оркестром». Она была организована по инициативе Г. Перевозниковой, руководителя Муниципального (ныне Губернаторского) оркестра русских народных инструментов. Председателем жюри в этой секции был народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, профессор Н. Калинин, художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова. Заявки на участие прислали 12 дирижеров из разных регионов России. Жюри новой секции предъявило к своим конкурсантам очень высокие требования, поэтому была присуждена только III премия. Оркестром-иллюстратором в секции дирижирования работал Губернаторский оркестр русских народных инструментов Г. Перевозниковой. Это стало для коллектива «боевым крещением»: за короткий срок репетиционной работы в ходе подготовки к конкурсу оркестр выучил более сорока (!) партитур различных музыкальных произведений. Русские музыканты продемонстрировали чудеса профессионализма для иностранцев и обычный для нашей страны «повседневный героизм». Хочется рассказать об одном знаменательном факте из работы секции дирижирования. По условиям первого тура участникам нужно было продирижировать в сопровождении рояля двумя симфоническими произведениями. И вот две пианистки Череповецкого училища искусств — Н. А. Панчук и М. Н. Мелешко за несколько недель(!) разучили более 20 фортепианных переложений! Но их творческий подвиг в условиях нашей страны прошел как обычное явление. Их имена даже не попали в заключительный протокол работы международного конкурса, где отмечаются наиболее значительные достижения всех музыкантов и концертмейстеров. А вот мандолинист Ясунобу Иноуэ привез на конкурс из далекой Японии сразу двух мианисток-концертмейстеров, причем каждая из них аккомпанировала ему только одно(!) произведение. На третьем туре с ним выступила уже московская пианистка С. Алексеева. Эти небольшие эпизоды конкурсных будней показали, что музыкальное образование в России - образцовое для всего мира, оставляющее далеко позади все остальные музыкальные школы, и это было отмечено жюри и журналистами на конференции, проведенной по итогам конкурса.
Особенностью Международного конкурса «Кубок Севера» является отсутствие возрастного ценза участников. Здесь могут встретиться и показать свое мастерство ученики специализированных музыкальных школ, студенты и аспиранты консерваторий, преподаватели музыкальных училищ, концертирующие музыканты.
Оценивая итоги трех конкурсов «Кубок Севера», можно отметить нарастающий профессионализм его участников. Если на первом конкурсе сразу выделилась группа лидеров по всем секциям, то на втором выявление сильнейших шло в упорной борьбе. Как рассказывал потом народный артист РФ А. Цыганков, председатель жюри в секции струнных инструментов, «баллы приходилось взвешивать буквально на аптечных весах. Это говорит о том, что у нас в стране существует большое количество разных исполнительских школ и взглядов на дальнейшее развитие исполнительства на народных музыкальных инструментах. Главное — преодолеть трудности в разнице оценок и найти точки соприкосновения для плодотворного диалога».
Вторая тенденция, обозначившаяся за этот период, — возросшие требования к музыкантам-исполнителям. Одним техническим совершенством и арсеналом эффектных приемов игры теперь никого не удивишь. Как отметил В. А. Семенов, профессор РАМ им. Гнесиных, «важно умение исполнителя показать собственную концепцию, оригинальность и убедительность прочтения музыкального произведения».
Международные конкурсы «Кубок Севера» — это не только соревнования, но и праздники музыкального искусства. На всех трех конкурсах проводились фестивали исполнителей на народных музыкальных инструментах из разных стран СНГ и мира. Многие члены жюри работали с двойной нагрузкой: после многочасовых прослушиваний они выходили на сцену и вдохновенно играли. Любители музыки в рамках фестивалей могли получить полное представление о репертуаре для народных инструментов — от обработок фольклора и классики до авангардных сочинений музыки XX века, продемонстрированных в концерте финского дуэта баянисток Мерью Вихермаа и Анне-Мария Силланяя, выступлении японского композитора Ясуо Кувахара. Кроме привычных для музыкантов баяна, домры, балалайки, аккордеона в концертах фестиваля была возможность услышать звучание мандолины. Этот инструмент некогда был очень популярен в СССР, но постепенно интерес к нему стал угасать, обеднялся репертуар, меньше становилось исполнителей. Заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов мандолинист Ю. В. Яценко своей задачей считает возрождение интереса к этому инструменту как среди исполнителей, так и среди композиторов. В какой-то мере его чаяния осуществились на III конкурсе «Кубок Севера», продемонстрировавшем различные школы игры на мандолине как в нашей стране, так и в мире.
...Возрождение русских народных инструментов началось 110 лет назад, и теперь давний спор между академическими музыкальными инструментами и народными о том, у кого более разнообразный репертуар и кто лучше владеет техникой исполнения, теряет всякий смысл. Народные музыкальные инструменты ни в чем теперь не уступают академическим. Они очень широко распространены в мире. Интересными, самобытными музыкантами показами себя испанская баянистка Мэриен Очорторена Юсуне («Кубок Севе-ра-2». вторая премия), французский балалаечник Николя Кедров, потомок русских эмигрантов первой волны. Самобытная восточная музыка и школа исполнительства на мандолине была продемонстрирована японским музыкантом Ясунобу Иноуэ («Кубок Севера-З, первая премия). Интересной, хоть и спорной, была его интерпретация европейской классики и современной музыки. Но несмотря на явные положительные сдвиги в развитии народных музыкальных инструментов, многие участники жюри с горечью отмечали равнодушие центральной прессы и телевидения (не только Российского, но и зарубежного) к новым тенденциям в мире музыки.
Вселяет надежду на будущее «Кубка Севера» то, что многие его участники, маститые музыканты, меняли планы гастролей, чтобы приехать в Череповец. В связи с тяжелыми экономическими условиями жизни в стране и отменой многочисленных всероссийских конкурсов Череповецкий Международный взял на себя их функции в стимулировании роста талантливой молодежи. С перспективами дальнейшего развития «Кубка Севера» связаны идеи о проведении конкурса среди композиторов, пишущих для народных музыкальных инструментов, о создании промежуточного между «взрослыми» конкурсами детского (юниорского) Международного конкурса «Кубок Севера».
Важность Череповецкого конкурса – в развитии международных контактов музыкантов и их взаимопонимания. Пусть единственными полями сражений между народами станут сцены концертных залов, где будут состязаться в мастерстве лучшие из лучших.
Ольга Владимирова, кандидат искусствоведения, преподаватель Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина