В первой десятке: крупнейший в России Музей кружева отметил 10-летний юбилей
2020 ОсеньЕлена Легчанова
В начале ноября 2020 года самый молодой филиал Вологодского музея-заповедника – Музей кружева – отметил 10-летний юбилей. Он был открыт в 2010 году, однако многим кажется, что такой музей в Вологде был всегда – настолько естественным мыслится наличие в «кружевной столице России» места, где представлены лучшие образцы прославившего регион промысла. «Если приехал в Вологду и не побывал в Музее кружева – считай, в Вологде не был и Вологдой не проникся», – такие отзывы оставляют посетители музея в гостевой книге.
О том, каково это – с нуля создать крупнейший в России кружевной музей, о самых интересных выставочных проектах, о знаменитостях, здесь бывавших и о том, почему мужчины, не верящие в «женские штучки», больше всех восхищаются кружевом, в дни юбилея рассказали журналу «Сфера» портала cultinfo генеральный директор Вологодского музея-заповедника (а до 2015 года – заведующая Музеем кружева) Юлия Евсеева и нынешняя заведующая музеем Наталия Боева.
Конечно, Вологодский музей-заповедник и ранее уделял кружевному промыслу большое внимание. Его представляли в художественном отделе, долгое время работала большая выставка в Юго-Западной башне. Но идея, что на родине вологодского кружева должен быть отдельный музей, где можно было бы показать всю его масштабность, красоту и уникальность, давно витала в воздухе. Точку в вопросе поставил экс-губернатор области Вячеслав Позгалев, принявший решение о передаче Вологодскому музею-заповеднику здания под этот музей в самом центре города, на Кремлевской площади.
– На мой взгляд, у каждого главы региона должен быть такой большой знаковый культурный объект, благодаря которому люди будут его помнить, ассоциировать его с ним, – говорит гендиректор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева.
Кстати, когда Вячеслав Позгалев уходил с поста главы региона, интервью об итогах своей работы в должности губернатора он давал именно в созданном при его участии Музее кружева.
С 2006 года в здании будущего музея шел большой ремонт, а параллельно в фондах музея-заповедника придирчиво отбирались лучшие образцы для экспозиции.
– Над созданием музея трудилась целая команда во главе с генеральным директором Людмилой Дмитриевной Коротаевой, заместителем директора по научной работе Натальей Алексеевной Золотовой и заведующей художественным отделом Ангелиной Аркадьевной Глебовой, – рассказывает Юлия Евсеева. – Очень большой вклад внесли сотрудники фондов и хранитель коллекции кружева Надежда Александровна Кутекина, к монтажу привлекались реставратор Дарья Юрьевна Петрова и нынешний руководитель, а тогда – научный сотрудник художественного отдела Елена Викторовна Лубенцова. С момента основания (и даже раньше) в Музее кружева работают старший научный сотрудник Луиза Селянина и нынешний руководитель музея Наталия Боева.
– Нас с Луизой брали сначала в художественный отдел, чтобы мы могли набраться там экспозиционного опыта, – вспоминает Наталия Боева. – Помню, при приеме на работу Людмила Дмитриевна Коротаева строго сказала мне: «Вы будете работать с Ангелиной Аркадьевной Глебовой!» – и испытующе на меня посмотрела. Я пожала плечами – ну, значит, буду. А потом поняла, что прошла у Ангелины Аркадьевны настоящую музейную школу. Помню первые выставки, которые оформляли вдвоем с Луизой: вечером после работы приглашали Ангелину Аркадьевну, чтоб она своим глазом посмотрела, удачно ли оформлены предметы, правильно ли положены этикетки… В музейном деле много тонкостей и нужно, чтоб всё было, что называется, comme il faut.
Художественную концепцию оформления музея делал вологодский художник Сергей Михайлович Иевлев. А кружевное кафе и салон-магазин оформлял дизайнер и фотограф Вадим Шекун. Это важные и любимые посетителями локации в музее, соединяющие кружевную историю и современность. Если основная экспозиция выдержана в классическом, торжественном стиле, то салон-магазин авангардно оформлен черно-белыми фотографиями совершенно «инопланетных» девушек в обтягивающих черных костюмах.
– Вообще, музей сразу планировался с учетом всех современных тенденций, – рассказывает Наталия Боева. – В Европе уже давно в музеях есть не только основная экспозиция и временные выставки, но и так называемые зоны отдыха, где посетитель, насмотревшись на всю красоту, может вернуться в «нормальную жизнь», что-то купить на память, просто посидеть, выпить чашку кофе, переварить информацию. В этом плане в вологодском Музее кружева все очень продумано.
Сегодня все причастные к открытию музея в один голос вспоминают те незабываемые ощущения масштабности, нужности и важности дела, с которыми они, не жалея времени и сил, трудились на общий результат.
– Это была работа нон-стоп для всего коллектива музея, – говорит Юлия Евсеева. – Мы не считались со своим временем, все были заряжены на работу, всем очень хотелось, чтобы музей получился самым лучшим. Когда частично смонтировали экспозицию, то рабочий день мы начинали с того, что поднимались на второй этаж, приходили в главную галерею и наслаждались красотой. И говорили друг другу, какие мы молодцы, что делаем это для людей, для Вологды, для региона.
– Было ощущение какого-то большого броуновского движения, – делится своими воспоминаниями Наталия Боева. – Было весело, было много народу, сюда приходили и реставраторы, и фондовики, и все мы, будущий коллектив музея. Дело было новое и для многих неизвестное, возникало много вопросов, которые решали сообща.
Отдельной темой стало оформление больших кружевных произведений. Правильно оформить панно на стенд было сложным и кропотливым делом: кружевное изделие нужно было растянуть, но при этом не деформировать и не повредить. Сотрудники музея сначала прикалывали кружево булавками, а затем прошивали по 5-6 раз. Учитывая, что диаметр изделий мог быть 2 метра и больше, раскладывали стенды на полу в большой галерее. После прошивки булавки вытаскивали с фонариком – был случай, когда в уже смонтированной под стекло большой кружевной скатерти блеснули оставленные булавочные головки, и нужно было раскреплять стенд и переделывать всё заново…
Музей торжественно открывали два дня – 3 и 4 ноября, столько было желающих посмотреть на первый столь большой и представительный кружевной музей в России.
Богатейшая коллекция
В основную экспозицию Музея кружева вошли самые лучшие образцы, хранящиеся в фондах Вологодского музея-заповедника. Фондовая коллекция текстиля формировалась на протяжении почти ста лет, с 1923 года, когда все музеи города были объединены в единый музей, и сейчас насчитывает около 7000 единиц хранения – поэтому отбор вещей для нового музея был очень строгий.
В постоянной экспозиции Музея кружева около 800 предметов. Здесь собраны самые значимые и знаковые работы: огромные кружевные занавесы, которые готовили специально для всесоюзных выставок, знаменитые панно и салфетки прославленных вологодских кружевниц и художниц Веры Веселовой, Марии Груничевой, Капитолины Исаковой, Ангелины Ракчеевой, Галины Мамровской.
Венчает главную галерею музея трехметровая «Снежинка» Виктории Ельфиной – символ кружевного промысла Вологодчины. Рядом с ней – уникальное свадебное платье, выполненное в единственном экземпляре специально для Музея кружева: 16 кружевниц выплетали его полтора месяца. Эскиз платья и сколки были сделаны художником Ангелиной Ракчеевой совместно с дочерьми, тоже художниками Евгенией Марочко и Юлией Захаровой.
Кружева сплетают страны
Музей позиционирует себя как музей кружева в целом, а не посвящен исключительно вологодскому кружеву (хотя, конечно, большая часть экспозиции – именно о нем). Но начинается осмотр с залов, где представлены кружева Италии, Франции, Бельгии, Польши, Великобритании.
– Искусство кружевоплетения пришло к нам из Европы, поэтому логично в музее говорить об истоках, – рассказывает Юлия Евсеева. – Правда, на момент открытия музея иностранных образцов в фондах было немного. Но постепенно появлялась возможность что-то закупать, а что-то, узнавая про вологодский музей, нам дарили коллекционеры. Сейчас иностранному кружеву посвящены две витрины, но это образцы очень хорошего качества. Вместе с ними в зале представлено золотное кружево, которым раньше украшали одежду священнослужителей высокого сана, культовые предметы.
Тесное сотрудничество с европейскими центрами кружевоплетения началось в вологодском Музее кружева с самого начала его работы. Первой ласточкой стала коллекционер Мик Фуриско, президент Французской ассоциации кружева и вышивки, основавшая в родном Пюи центр изучения кружева и практически восстановившая для французов этот утраченный промысел. Благодаря энтузиазму Фуриско, ездившей по всем мировым центрам кружевоплетения, в вологодском музее в 2011 году состоялась выставка «Очарование европейского кружева», где были представлены лучшие произведения из ее богатой коллекции – уникальные образцы кружева Франции, Бельгии, Голландии, Италии.
– Мик Фуриско привезла нам свою коллекцию сама – потрясающие образцы игольного и коклюшечного кружева, многим из которых почти 300 лет, – вспоминает Наталия Боева. – Она просто энтузиаст своего дела и ей хотелось поделиться той красотой, которую она полжизни бережно собирала. Мик приехала всего на 3 дня – и нам надо было успеть все оформить и открыть при ней выставку.
Благодаря Фуриско многие кружевницы и коллекционеры Европы узнали о вологодском Музее кружева. Заведующая музеем Юлия Евсеева неустанно вела переписку с европейскими партнерами, инициировала презентации вологодского Музея кружева за рубежом. Одна из таких презентаций состоялась даже в Лувре. Еще одна – на Днях российской культуры в Швейцарии, где страну представляли Большой театр и… вологодский музей. Именно там сложилось дальнейшее многолетнее сотрудничество и дружба с генконсулом России в Швейцарии Константином Нефедовым и швейцарским коллекционером Рут Шайдеггер-Майер, дочерью известного писателя Герхарда Майера, которая стала одним из самых щедрых дарителей вологодского Музея кружева, передав ему свою коллекцию кружева и вышивки XVIII-XX веков – около 1000 предметов. В 2012 году предметы из собрания госпожи Шайдеггер-Майер были впервые показаны широкой публике на выставке «Россия и Швейцария: кружева сплетают страны». Ценные образцы из ее богатейшей коллекции также были помещены в постоянную экспозицию музея.
Затем были выставочные проекты по показу хорватского кружева (произведения представленных в Вологде уникальных центров кружевоплетения Хорватии внесены Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО); выставка датского кружева. Почти каждый год музей старается делать международные выставочные проекты: или принимать европейцев в своих стенах, или показывать свою коллекцию на зарубежных площадках.
Кружевные центры России
А что же с российскими кружевными центрами? С ними вологодский Музей кружева также сотрудничает, хоть иногда, по секрету признаются музейщики, сделать выставочный проект с европейцами проще: настолько сложна и жестко зарегламентирована отечественная система межмузейного сотрудничества.
Но и здесь вологодский музей старается преуспеть: вологжанам уже представляли на выставках михайловское и киришское кружево.
– Когда мы только начинали связываться с российскими кружевными центрами, на первом этапе было такое ощущение, как будто они сами не очень верят в то, что кружево кому-то нужно и интересно, кроме них самих, – рассказывает Юлия Евсеева. – Предприятия народных художественных промыслов везде сейчас живут тяжело. А если мы обращались к музеям, в которых есть коллекции кружева, часто сталкивались с тем, что нет специалистов по этой теме. Но в конце концов нам удалось сделать выставочный проект по михайловскому кружеву из Рязанской области – очень интересному и самобытному. Потом был совместный проект с музейным объединением Ленинградской области, и мы показывали кружево киришское, у которого тоже непростая судьба, поскольку Кириши во время войны были в оккупации, город был разрушен и не сохранилось не то что кружевного производства – жилых домов. Но тем не менее они стараются возрождать свой промысел, и я очень рада, что мы показали их.
Сейчас, раскрыла секрет заведующая Музеем кружева Наталия Боева, идут переговоры о том, чтобы показать в Вологде елецкое и вятское кружево. А еще в планах музея – представить в следующем году во время фестиваля VITA LACE разные кружевные центры России на выставке из Государственного Русского музея «Кружево большой страны».
Сам Музей кружева также ездит с выставками в другие российские города – причем, замечают работники музея, более восторженно вологодские кружева принимают как раз «некружевные» города: Сыктывкар, Архангельск, Брянск. Для кружевных центров эта красота привычна, а вот жителей тех регионов, где кружевной промысел не развит, изделия вологодских мастериц завораживают, создают ощущение волшебства, зимней сказки, которую хотят видеть и дети, и взрослые.
Безусловным плюсом с точки зрения организации таких выставок является тот факт, что кружево – удобный для транспортировки материал: его можно аккуратно и довольно компактно упаковать и перевозить.
– Единственное, для показа кружева мы всегда просим у принимающей стороны хорошее оборудование. Мы экспонируем так, как мы привыкли, чтобы подчеркнуть все достоинства коллекции, которую привозим, – замечает Наталия Боева.
Музейная студия кружевоплетения
Студия кружевоплетения, созданная при музее, – почти его ровесница. Буквально через месяц после открытия в нее стали набирать желающих обучиться этому красивому ремеслу. Преподавать сюда пришла кружевница Иля Сергеевна Верещагина, долгие годы проработавшая на фабрике «Снежинка», ныне мастер народных художественных промыслов Вологодской области.
– Студия ориентирована на взрослых участников: студенты, пенсионеры, взрослые люди, те, кто, может быть, с детства мечтал попробовать плести кружево, но не решался, – рассказывает Наталия Боева. – Учебный год длится с октября по май, причем каждый год мы набираем новичков на первый год обучения, а есть группы 2-го, 3-го года обучения. Это люди, которые хотят продолжать заниматься и совершенствовать навыки, чтобы выполнять более сложные работы. Некоторые из них уже не представляют свою жизнь без музея и без кружева.
Бонусом для участников студии становится обязательное посещение всех временных выставок и постоянной экспозиции музея: так студийцы видят новинки кружевоплетения или, наоборот, вдохновляются лучшими старинными образцами.
Самое сложное в кружеве – остановиться
Так сложилось, что все сотрудники музея, включая заведующую, умеют плести кружево.
– Мне кажется, тут по-другому нельзя, – рассуждает Наталия Боева. – Ну вот надо тебе водить экскурсию по кружеву, начитался ты умных книг, с теорией все отлично – но как это выглядит? Какое-то там соединение, сцепление – что это?.. Пока не попробуешь сделать это сам своими руками, невозможно рассказывать посетителям. Или просто будешь повторять заученные фразы, но когда тебе зададут мало-мальски практический вопрос, ничего не сможешь пояснить. Поэтому абсолютно все сотрудники учились плести. А заниматься ли этим дальше или, как я, не заниматься, – уже выбор каждого. Главное, знать основы: плетешок, насновка, вилюшка…
В музее есть и те, кто плетет очень хорошо. Научный сотрудник Луиза Селянина, например, уже получила статус мастера народных художественных промыслов Вологодской области. А сотрудница экскурсионного отдела музея-заповедника Анастасия Пащенко даже сплела для себя кружевное «приданое» – пелерину на собственное свадебное платье.
Искусство кружевоплетения требует сосредоточенности, им нельзя заниматься на бегу, между делами. Процесс этот очень затягивает. Не зря музейные кружевницы в один голос говорят, что самое сложное в кружевоплетении – это остановиться.
«Это какой-то космос!»
За 10 лет в Музее кружева побывало почти полмиллиона посетителей. Когда музей только открылся, первыми, конечно, пошли вологжане: было интересно посмотреть на новый объект. Потом подтянулись иногородние туристы, привлеченные тематикой музея, его современностью, тем, что он – самый большой в России. Потом про вологодский Музей кружева узнали иностранцы – сейчас это один из самых популярных объектов у зарубежных гостей, посещающих Вологду.
– Мы часто сталкивались с тем, что люди ожидали от музея меньшего, – говорит Наталия Боева. – Когда турфирма ставит в график экскурсий Музей кружева, иногда бывает, что мужчины не очень хотят туда идти – мол, что там могут мне показать, кружево – это «женские штучки». Но когда потом приходят на экскурсию и видят это разнообразие и великолепие – и огромные выставочные панно, и агитационное кружево, и различные красивые бытовые вещи, – то впечатляются гораздо больше женщин.
У российских и мировых знаменитостей, приезжающих в Вологду, конечно, тоже в программе почти всегда стоит посещение Музея кружева.
– Мне по этому поводу всегда завидовали все знакомые, – рассказывает Наталия Боева. – Ведь через Музей кружева проходили – пусть даже ненадолго – Вячеслав Зайцев, Юрий Шевчук, Пьер Ришар, Дмитрий Харатьян... Причем иногда этих гостей ждешь и готовишься – торжественная встреча, специальная экскурсия, а иногда они «случаются» неожиданно. Например, Юрий Шевчук, придя в музей, изъявил желание самому пройти по экспозиции, без всякой экскурсии. Правда, потом уже попросил кого-то из научных сотрудников подойти, так как появились вопросы. С ним общалась Луиза Селянина – говорит, он долго стоял около одной из больших работ в главной галерее, а потом сказал: «Это какой-то космос!». А я, помню, вела экскурсию у Юрия Вяземского, ведущего программы «Умники и умницы». Я ему сразу сказала, что если буду говорить что-то, что он уже знает, чтобы он не стеснялся меня останавливать. На что он мне сказал: «Наташенька, со мной все очень просто: про кружево я не знаю абсолютно ничего. Рассказывайте всё, что у вас там приготовлено».
Бывали в музее и дизайнеры, и модельеры – на фестиваль VITA LACE в 2011 году приезжал Валентин Юдашкин, позже была Ульяна Сергеенко, которая в своих коллекциях много работает с кружевом. Был управляющий партнер бренда Ulyana Sergeenko Фрол Буримский, пришедший в восторг от вологодского музея. В 2017 году на Фестивале кружева в главной галерее музея прошла выставка работ Ульяны Сергеенко.
Уже 10. Всего 10?
Международный фестиваль кружева Vita Lace, массовые акции кружевоплетения, интереснейшие выставочные проекты, разнообразие экскурсий и тематических программ – все 10 лет своего существования вологодский Музей кружева неизменно удивляет и радует своих гостей. В этом году музей появился на платформе «Артефакт» с технологией дополненной реальности, в нем – в числе первых из вологодских музеев – недавно появились аудиогиды.
Сотрудники Музея кружева и его заведующая, равно как и генеральный директор Вологодского музея-заповедника могут долго и вдохновенно говорить о кружеве – видно, что они влюблены в этот промысел, восхищаются кружевницами, их терпением и трудолюбием, их мастерством.
Свое 10-летие Музей решил отметить, отдав дань благодарности всем тем, кто в течение нескольких лет передавал в дар музею кружевные произведения из своих коллекций. На выставке «БлагоДарю!» представлены высокохудожественные редкости и бытовые предметы, отражающие определенную эпоху, изделия русских мастериц и кружевниц Европы. А в Юго-Западной башне Вологодского кремля сейчас размещается другой очень значимый для музея проект – инсталляция «Птицы памяти», итог международной акции, посвященной 75-летию Победы: 573 кружевных журавлика – образ из стихотворения Расула Гамзатова, на слова которого написана одна из самых пронзительных песен о войне.
Несмотря на все достижения и успехи, коллектив Музея кружева, как и положено, всегда находится в состоянии творческого поиска и считает, что потенциал его еще полностью не раскрыт.
– Кружевная тема – необъятная, – замечает гендиректор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева. – Мы, пожалуй, не показали и одного процента от того, что хочется показать. И это прекрасно, так как дает стимул для дальнейшего развития, для новых интересных проектов, которые, я уверена, не заставят себя долго ждать.