Мастер Олег Арсеньев: «Резьба по дереву для меня сродни медитации»
2022 ВеснаУроженец Верховажского района Олег Арсеньев по первому образованию – тракторист: на заре своей карьеры работал в колхозе, пас коров. Позже он служил в структуре органов внутренних дел. Но спустя время свободолюбивая натура взяла верх – Олег понял, что не привык быть зависим от обстоятельств и от людей. Тогда он окончил Колледж фитнеса и бодибилдинга имени Бена Вейдера и, получив диплом международного образца, стал трудиться в сфере фитнеса и спорта. Но перспектива быть старшим тренером не радовала…
Сегодня Олег Арсеньев – мастер художественной резьбы по дереву. Наиболее интересна ему игрушка Русского Севера. Среди изделий можно увидеть Сивку-бурку, птицу Гамаюн, сказочную ладью и, конечно, коников. Олег подчеркивает и шлифует красоту, заложенную в самой природе. Больше тысячи созданных им деревянных игрушек, предметов интерьера и сувениров разъехались не только по городам России, но и в другие страны.
Олег, твои родители работают в сфере культуры, занимаются народным фольклором. Это как-то предопределило выбор твоего резного увлечения?
Мама уже много лет возглавляет Липецкий Дом культуры в Верховажском районе, там же преподает народное пение, хореографию, сама поет в ансамбле «Радоница». Отец – столяр и мебельщик. В свободное от основной работы время в нашей семейной мастерской «Триглавъ» в Липках он создает из дерева мебель, кухонную утварь, предметы интерьера, делает лестницы. А ещё ведет занятия в артели резчиков, занимается с детьми.
Я вырос в культурной среде, дома у нас всегда была творческая обстановка. В какое-то время у меня появился интерес именно к дереву. На занятие резьбой меня вдохновили наши вологодские мастера – Михаил Кутепов, Алексей Безобразов. Я увидел их работы и решил попробовать создать что-то свое.
Кстати, в старину резьба по дереву не считалась отдельным ремеслом. В прошлые времена деды и отцы могли ещё и тумаков за такое увлечение отвесить – мол, парень здоровый, с руками-ногами, а занимается ерундой. Деревенские мужики знали столярное и плотницкое дело, рубили дома. Когда я пять лет назад занялся резьбой по дереву, мне говорили, что это «баловство, хобби и несерьезно». Но я иду по выбранному пути, не сворачивая.
«Я самомотивирован: не нуждаюсь в похвале и легко воспринимаю критику. Я буду продолжать работать, потому что люблю свое дело. Слово народного мастера России Михаила Кутепова для меня очень весомое. Даже если он просто обратил внимание на мои работы, это уже очень значимо».
В наше время, когда широкое применение получили пластмасса и синтетические материалы, ты работаешь с деревом.
Дерево – это теплый и благодатный материал, близкий русскому северному человеку. Дома, бани, ткацкие станки, предметы быта, посуда – в старину всё создавалось из дерева. Я глубоко чувствую этот материал, его энергетику. В своих изделиях чаще всего использую липу и ольху. Тонирую предметы с добавлением натуральных пигментов – дёгтя, берёзового угля, золы, кофе. Если работаю в деревне, люблю экспериментировать с красителями. Например, измельчаю уголь в мелкую крошку, добавляю золу из печки и смешиваю это всё с льняным маслом. Получается натуральный красивый оттенок. Также использую чагу, предварительно её крепко завариваю и настаиваю. Летом закапывал коников в землю, а спустя время доставал. Изделия пропитывались землей, и дерево естественным образом приобретало состаренный вид.
Я участвовал в реставрации деревянного зодчества и знаю, что каждая порода дерева обладает определенными свойствами. Для строительства домов лучше всего подходит сосна. Лиственница хорошо удерживает влагу, меньше поддается гниению и разрушению – именно эту породу укладывали ближе к земле, к основанию здания. У ели выражены аэродинамические свойства – дерево хорошо гнётся. Правда, при строительстве современных домов вряд ли эти знания применяются.
Деревянные заготовки в твоих руках становятся настоящими шедеврами. Как рождается изделие, сначала появляется эскиз?
Я рисую сразу на дереве. Форму изделия оставляю традиционной, так как убежден, что основу нельзя нарушать. Могу, конечно, добавить своего авторского видения и немного изменить детали. Я делаю коников каждый день на протяжении пяти лет, и ни один из них не повторился. Бесконечные возможности для вариаций творчества – это меня и захватывает.
Работаю обычно резцом, косяком, богородским ножом, стамеской. Если в изделии нет узорных витиеватых элементов, использую минимум инструментов. В моем деле не нужно иметь большую физическую силу, куда важнее обладать усидчивостью и развитой фантазией. Если инструмент хорошо заточен, то и режет он как по маслу.
Твои игрушки, панно, предметы утвари украшены орнаментальной резьбой и традиционными мотивами. Что символизируют эти узоры?
Мотивы деревянных игрушек берутся с конца ХIХ – начала ХХ веков. В орнаментах мастера веками стремились запечатлеть свои чувства, отобразить восхищение красотой природы. Поэтому и символика изделий соответствующая, например, солнечная розетка, знаки земли или символ, происходящий из мезенской росписи, – росток жизни.
Сейчас традиционные игрушки украшают интерьер, а раньше они несли сакральный смысл и выступали оберегами. Коник – любимая детская игрушка, при этом конь – мужской символ, связанный с солнцем. На Севере он не случайно почитался как священное животное: без него в деревне было не прожить. В русской традиции мужское начало ассоциируется с солнцем, огнем, воздухом, а женское – с землей и водой. Макошь, мать-земля, матушка-природа… Почему так говорили? Наши предки-язычники называли землю матерью – именно она подательница всех благ.
Куклы-панки, которых я создаю, бытовали на территории Русского Севера. Они делятся на обрядовые и игровые (так называемые «барби» прошлого времени). Эти изделия олицетворяют женский образ, связанный с материнством, рождением новой жизни. Куклы, как правило, безликие – согласно антропоморфным поверьям считалось, что через глаза могут вселяться злые духи. Поэтому я схематично изображаю брови, нос.
В своих работах ты часто обращаешься к образу традиционной крепкой семьи.
Эта тема близка и понятна повсюду – и в нашей стране, и за рубежом. Мои панно «Предки-хранители», «Крестьянская семья», выполненные в стиле наив, – предметы интерьера и обереги домашнего уюта и лада в семье. Также они становятся добрыми, самобытными подарками родным и близким людям. К слову, мое изделие «Поморская семья» находится в одном из музеев Испании.
Ты постоянно в движении. Где твое постоянное место жительства сейчас: Липки или Вологда?
«В современном мире важно уметь себя грамотно подать и представить в медийном пространстве. В моем деле мало быть просто хорошим резчиком, необходимо иметь навыки фотографа, маркетолога, чтобы продвигать свои изделия. Вот, кстати, в рюкзаке у меня игрушки – брал с собой, чтобы устроить им мини-фотосессию».
Я жил два года в Пскове. Помогал друзьям в строительстве частного музея льна и конопли, где сейчас можно увидеть полный цикл переработки этих культур. Я и сам там работал – проводил мастер-классы для посетителей, показывал, как в старину «били баклуши», то есть делали деревянные заготовки для ложек.
Но все-таки вернулся на родину. Сейчас живу в Вологде и работаю бок о бок с гончаром Владимиром Холщагиным и мастером по художественной обработке дерева Николаем Лапиным. Чувствую себя приближенным к профессионалам своего дела, и для меня это уже ценно.
Каждую неделю я езжу за 200 километров в Липки. В деревне для меня больше вдохновения – там лес, река. Мне нужно держать связь с природой, чтобы создавать свои изделия. В будущем планирую окончательно перебраться в деревню и жить в рубленом доме со всеми благами цивилизации. Если заскучаю, всегда могу сесть в машину и отправиться в путешествие.
Я люблю ездить в этнографические экспедиции по Вологодчине и в соседние области. Когда вижу старинные ткацкие станки, сундуки, украшенные элементами фигурной резьбы, орнаментами, в голове рождаются новые формы и образы.
Чтить традиции и при этом быть современным – у тебя это хорошо получается совмещать.
Пока человек существует, он всегда будет стремиться к творчеству, перспективы были, есть и будут. Русская медитация – это труд. Наша культура очень глубинная и сильная, в ней есть, что познавать и исследовать. Недаром русские мастера испокон веков находили вдохновение в культуре и созидали.
Все мы подчинены закону времени, которое движется стремительно. Моя любимая фраза Василия Белова: «Основа жизни – это ритм». Это можно и по дереву проследить. Если спилить новое дерево и сравнить его со старым бревном, то кольца у него будут шире, потому что оно быстрее растет. И в нашей жизни теперь все иначе – благодаря усовершенствованию техники открываются новые возможности.
Самое важное в моем деле – передать знания подрастающему поколению, обучить мастерству, чтобы ниточка не порвалась. Ведь если уничтожить у дерева корни, оно погибнет. Так и мы, русские люди, должны беречь традиции, нашу культуру и сохранять своё наследие. Иначе неизбежно потеряем себя как нацию. В этой же связи отмечу, что самая важная профессия для меня – реставратор – неважно, каменной или деревянной архитектуры. Благодаря таким специалистам, наши будущие поколения будут иметь представление, что и как было до них.
Какие мечты и планы ждут воплощения? Что делает тебя счастливым?
Я вырос в деревне и периодически здесь живу, но не могу всецело считать себя деревенским человеком. Я не работаю на земле, не держу скотину. При этом чувствую зов корней и хочу научиться играть на гармошке и гуслях. И параллельно мечтаю освоить современные технологии диджеинга на виниловых пластинках. Когда-то я уже работал диджеем в Анапе, стоял за «вертушками», а винил – это теплый и живой звук. Мне нравится осваивать новые современные девайсы, я не могу себе позволить выпадать из настоящего времени.
Я отношусь к той категории людей, для которых работа – это любимое занятие. Без него невозможно представить повседневную жизнь. Моё дело приносит мне доход и удовольствие, и я могу с уверенностью сказать, что именно работа делает меня по-настоящему счастливым человеком.
Кристина Страмова