Архив номеров
Миниатюрные советские штурмовики, крошечные солдаты разных эпох, реалистично выполненные «Маусы» – немецкие танки, диорамы переломных моментов сражений Великой Отечественной и Второй мировой… Список работ Михаила Катканова и его учеников можно продолжать бесконечно.
Ольга Поварова
Миниатюрные советские штурмовики, крошечные солдаты разных эпох, реалистично выполненные «Маусы» – немецкие танки, диорамы переломных моментов сражений Великой Отечественной и Второй мировой… Список работ Михаила Катканова и его учеников – участников школьного кружка «Оружие Победы» – можно продолжать бесконечно, вспоминая и египетские пирамиды, и шотландских воинов, и готические замки. Учитель истории 30-й вологодской школы накануне юбилея Сергея Ильюшина рассказывает о своем увлечении моделированием.
Михаил Сергеевич, вы историк по профессии. Ваш интерес к созданию моделей военной техники повлиял на профессиональный выбор, или вначале было увлечение историей?
Скажу точно, что изначально было увлечение историей, именно военной историей. Причем увлекался я с детства, даже не помню, во сколько лет впервые заинтересовался этой темой. А сейчас сложилось так, что это увлечение полностью соответствует моей профессиональной деятельности: я учитель истории, а по совместительству – учитель ОБЖ и трудов.
|
![]() |
![]() |
Почему вы выбрали именно период Второй мировой войны? Есть ли у вас и ваших учеников опыт создания моделей военной техники других эпох?
В наших моделях представлена не только Вторая мировая. Наш кружок действует в рамках Военно-исторического клуба школы № 30, но военная история – не единственное направление. В моделировании раскрыты и мирные сферы жизни: есть модели зданий, кораблей разных эпох. Одна из целей наших занятий – создание наглядных пособий для уроков истории.
В этом году отмечается 120-летие со дня рождения Сергея Ильюшина, а 30 лет назад в Вологде в честь знаменитого авиаконструктора был установлен памятник-самолет ИЛ-28. Чем для вас как для историка примечательна эта личность?
Ильюшин создал один из самых необычных самолетов в мировой истории. ИЛ-2 получил от немцев прозвища «бетонный самолет» и «летающая крепость» – уже одно это уже говорит о необычности изобретения. И это был действительно самый «живучий» самолет Великой Отечественной войны, наводивший страх на врага своей невероятной огневой мощью. Ильюшину удалось то, что не удалось немецким конструкторам – создать великолепный штурмовик.
Мы с учениками участвуем в конкурсе, посвященном юбилею Ильюшина. Среди наших авиамоделей, представленных на конкурсе, модель самолета «ИЛ – 2».
|
|
|
Кружок активно сотрудничает с Вологодской областной библиотекой: ваши модели украшают книжно-иллюстративные выставки, посвященные знаменательным датам в истории России. Где еще их можно увидеть?
Мы участвуем в выставках историко-технического моделирования в Областном центре детского и юношеского научно-технического творчества. Недавно в центре «Забота» была выставка для ветеранов. Но главная наша цель – создать военно-исторический музей при школе № 30.
Чем привлекает современных подростков моделирование военной техники? Что это им дает?
Беда в том, что современных подростков моделирование само по себе не привлекает. Безусловно, популяризация моделирования военной техники идет через компьютерные игры, хотя в основном в сторону западных образцов. Но в играх создается не совсем верное представление об истории. И наш кружок существует для того, чтобы соединить историю и моделирование, показать, насколько это интересно.
Создание моделей – целая индустрия. Существуют специальные журналы, издания для любителей и профессионалов. Качественно собрать журнальные модели может далеко не каждый: нужно специальное оборудование – аэрографы, инструменты для обработки деталей. Но можно изготовлять модели и из подручных материалов – дерева, скульптурного пластилина, бумаги.
Подростка может привлечь и внешняя сторона: рассматривать, например, диорамы сражений очень увлекательно. А изготовление диорам, на мой взгляд, настоящее художественное творчество: нужно продумать композицию, цветовую гамму. Кто-то может воспринимать эти модели просто как игрушки, а кто-то увидит в них исторические события. Но, поверьте, истории в них гораздо больше.